Мрачные тайны дрейфующего острова сейбл. Вулканическая пемза – дрейфующий остров На стыке двух стихий

Декабрь 18, 2013

Остров Сейбл, принадлежащий Канаде, является одним из самых таинственных, загадочных и странных мест на карте Земли. Находится он рядом с Галифаксом, канадским портом, на севере Атлантического океана. Как раз в этой точке происходит встреча теплого течения Гольфстрим с холодным Лабрадорским течением.

Перевод названия острова с разных языков будет звучать, как « песок», «черный, траурный цвет». А жители Канады называют его не иначе, как «щупальца осьминога». Странно…

Размеры и форма острова Сейбл также особенны. Он напоминает полумесяц, который имеет длину немногим более 40 км. Наибольшая ширина его – примерно 1,5 км.

Загадки кочующего острова Сейбл

Проклятый остров, убийца кораблей, пожиратель суден, коварное место – таких эпитетов удостоен этот небольшой остров. В чем же дело? Оказывается, эта узкая полоска суши постоянно перемещается с невероятной скоростью – почти 200 метров в год! Сам остров часто покрыт густыми туманами. Невысокий и плоский, спрятавшийся во мгле он, будто бы, ждет добычу, скрываясь за водами холодного океана. Во время сильного шторма и высоких волн заметить остров-призрак совсем невозможно.

На острове Сейбл песок может менять свой цвет, подстраиваясь под цвет вод океана. Это – еще одна невероятная особенность странного острова. Очертания острова постоянно изменяются, ведь сильное течение размывает песок с одной стороны и намывает его с другой. Этим и обусловлена высокая скорость движения острова в восточном направлении. Геологи в недоумении. Такое движение – нонсенс… Ведь Сейбл находится на мощной тектонической плите, которая дрейфует всего лишь на миллиметры в год! Получается, что этот остров двигается быстрее, чем дно океана! Неясно до сих пор, почему это происходит.

«Кладбище Атлантики» — второе название зловещего острова Сейбл. Рядом с островом произошло более 300 крушений кораблей. Если корабль выбрасывало на этот клочок суши, его ждала страшная участь. Зыбучие пески кочующего острова за пару месяцев проглатывали корабль. Пейзаж острова довольно мрачен. Иногда Сейбл, словно желая навести ужас на окружающий мир, возвращает на поверхность остатки кораблей. Они откуда-то снова появляются на поверхности острова.

Есть ли жизнь на зловещем острове Сейбл?

На острове растет лишь трава и редкие невысокие растения. Все деревья, высаженные здесь, погибли. Здесь живут дикие лошади, похожие на пони, которых насчитывается около трехсот и большая колония редких тюленей – тевяков. Дикие животные приспособились к тому, что вокруг – лишь зыбучие пески и океан. В начале 1960 года государство взяло обитателей острова под свою защиту. И сейчас это удивительное творение природы является национальным достоянием и заповедной зоной. Поэтому посетить кочующий остров Сейбл можно только после получения специального разрешения.

Жизнь на коварном острове, конечно, нелегка и опасна. Постоянно здесь находится всего лишь не более 30 человек. Это – сотрудники метеорологической станции. Они стараются предотвратить новые кораблекрушения в этих зловещих водах. Власти Канады предприняли меры, повышающие безопасность судоходства. Были построены несколько маяков. После обеспечения более-менее нормальной видимости рядом с берегами Сейбла страшные катастрофы у острова прекратились.

Остров Сейбл, это странное и загадочное творение природы, неуклонно продолжает свое движение. С какой целью, куда и под влиянием каких факторов, кроме известных ученым течений движется этот остров, больше похожий на непонятное таинственное существо, пока ответить не может никто. Исследователи продолжают изучать этот феномен, но до разгадки тайн кочующего острова еще далеко…

Кочующий остров Сейбл фото

К юго-востоку от Канадского порта Галифакс, в водах Северной Атлантики, находится легендарный остров Сейбл, пользующийся дурной славой у многих поколений моряков. Считается, что свое название этот остров получил от французского слова саблё, что означает «песчаный». По другой версии, Сейбл можно перевести с английского, как «страшный», «мрачный». Моряки же в свою очередь прозвали этот участок суши « ».

Остров Сейбл едва выступает над поверхностью океана, его наиболее высокая точка (холмы Риггинг-Хиллз) не превосходит отметки в 34 метра над уровнем моря. Для данной местности характерны штормы и густые туманы, волны могут подниматься настолько высоко, что они покрывают собой весь остров.

Ученые подметили одну странную особенность - Сейбл представляет собой «дрейфующий» остров, за год он успевает сместиться примерно на 230 метров на восток. Свое способностью передвигаться остров обязан двум мощнейшим течениям - холодному Лабрадорскому потоку и теплому Гольфстриму. Эти два течения постоянно оказывают воздействие на песчаную структуру острова, «наращивая» его восточный берег и одновременно подтачивая западный.

Чем опасен остров Сейбл?

Обычно если корабль разносит в щепки о берег, а экипажу посчастливилось выбраться на сушу, то можно говорить об удаче и спасении. Однако в случае с островом Сейбл это правило не действует. Морские суда, выброшенные на его берег мощными океанскими волнами, становились пленниками Сейбла, попадали в , способные поглотить не только легкий парусник, но и солидный корабль, водоизмещением до 5 000 тонн.

Ученые - географы установили, что кроме острова Сейбл на нашей планете встречается еще несколько мест, которые можно было бы назвать заповедниками зыбучих песков. Во-первых, это расположенный на восточном побережье США мыс Гатерас, где перемещающиеся пески иногда обнажают ржавые борта пароходов и прогнившее остова парусников. Во-вторых, «кладбищем кораблей» считаются отмели Гудвина, находящиеся в шести милях на юго-восток от Англии. Отмели Гудвина тем опаснее, что цвет песка здесь совпадает с цветом морской воды.

Но если Гудвинские отмели способны поглотить судно буквально за считанные минуты, то зыбучие пески острова Сейбл могут засасывать свою жертву довольно долго - на протяжении одного-двух месяцев. Также считается, что на одних участках острова скорость погружения выше, чем на других.

Природа зыбучих песков

Ученые - физики разработали теорию, объясняющую действие зыбучих песков своеобразными электрическими эффектами. Согласно их теории, песчинки можно представить в качестве микроскопических однозарядных магнитных шариков, обладающих способностью образовывать вокруг себя свободное пространство.

Песчинки отталкивают друг друга, приобретая, таким образом, свойство текучести. Любой предмет, воздействующий на поверхность зыбучих песков, окружается частицами, заряженными положительными ионами. Он легко погружается в грунт, практически не испытывая при этом трения. Впрочем, любителям путешествовать нечего опасаться - это считается крайне редким.

видео с "мрачного" острова Сейбл

Недавно появились сообщения о том, что в Атлантическом океане был обнаружен целый остров, который был образован благодаря тому, что весь океанский мусор, подхватывается крупными течениями и сбивается в одном месте. Но если этот мусорный остров - дело рук человеческих, то другая находка, обнаруженная в другом, самом большом океане планете - Тихом. Этот остров представляет собой участок застывшей вулканической пемзы, площадь которой составляет 26 тысяч километров (квадратных). Это можно сопоставит с размерами Бельгии.

Это образование в Тихом океане было обнаружено при облете местности при помощи самолета ВВС Новой Зеландии. Этот остров был обнаружен на расстоянии в 157 километров от острова Раул. Как считают ученые, образование этого острова связано с деятельностью подводного вулкана, который не имеет прямой связи с Тонгариро, который недавно начал проявлять свою активность на островах Новой Зеландии. Он только стал причиной выброса в атмосферу большого количества пыли на огромную высоту. Кроме того, вулканологи пришли к выводу, что этот остров, выявленный на прошлой неделе, не будет мешать судоходству.

CBCNews сообщают о том, что исследовательская группа, которая состоит из геологов правительственной компании GNS Science настоящий момент производят анализ того, какое происхождение имеет данный остров. Для этого были взяты анализы пемзы с поверхности острова и с его подводных частей. Важно понять, каким образом всё же произошло образование этого острова. Российский институт геодинамики и вулканологии РАЕН в лице его представителя Генриха Штейнберга высказывают собственное мнение относительно происхождения острова и его дальнейшей судьбы. Как они предполагают, данный остров просуществует совсем недолго, из-за того, что пемза является от природы не очень прочным материалом. Но это явление по своим масштабам самое крупное из того, что происходило в последние 20 лет. Но для подводных извержений образование таких пемзовых островков, это, на самом деле, достаточно обыденная вещь. Именно такое мнение высказал сам Штейнберг. Именно по количеству выброшенного продукта вулканологам удается определить и интенсивность произошедшего землетрясения. Вулканическая пемза всплывает кусками только в той местности, где происходило извержение при условии небольшой глубины произошедшего стихийного бедствия.

Так, как уже известно, что размеры острова составляют несколько тысяч квадратных метров и легко заметны с борта самолета, это может говорить только об одном - извержение вулкана под водой происходило очень интенсивно или длительно. Этот вулкан, судя по всему, осуществлял свою активную деятельность в районе тихоокеанского хребта. Это извержение, которого нельзя было увидеть на поверхности, нанесло большой ущерб подводному миру и вызвало появление этого недолговечного острова.

В северной части Атлантического океана, примерно в 180 км к юго-востоку от берегов Канады, дрейфует «кочующий» серповидный остров Сейбл (Sable Island). Этот остров считают одним из самых опасных и загадочных островов мира. Географические координаты острова Сейбл: 43°55′57″ с.ш. 59°52′48″ з.д.

С тех пор, как этот небольшой островок был открыт европейцами, он вселял неподдельный ужас в сердца даже самых храбрых мореплавателей. Как только его не называли: «остров кораблекрушений», «смертоносная сабля», «пожиратель кораблей», «остров призраков»…

В наши дни остров Сейбл именуют «кладбищем Атлантики». Кстати, и официальное его название на английском означает черный, траурный цвет (sable).

Свою печальную известность эта земля окольцованная водой получила не случайно — здесь действительно постоянно происходили кораблекрушения. Сейчас сложно сказать, для скольких судов он стал последней гаванью…

Дело в том, что в прибрежных водах Сейбла сильно осложнена навигация из-за двух встречающихся здесь течений — теплого Гольфстрим и холодного Ламбрадорского. Течения порождают водовороты, огромные волны и движение песчаного острова.

Остров Сейбл постоянно перемещается в водах океана. Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и мощных волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная — намывается, удлиняется, и таким образом остров непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Новой Шотландии.

Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна и нынешняя скорость его передвижения — около 230 метров в год. Более того, вместе с положением коварного острова, который плохо виден из-за постоянных туманов и гигантских волн, постоянно меняются и его размеры.

Если посмотреть на карты XVI века, то мы увидим что его длина составляла около 300 км, теперь же она уменьшилась до 42. Предполагали, что остров вообще вскоре полностью исчезнет, однако за последнее столетие, к удивлению многих пытливых умов, он наоборот стал увеличиваться.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Казалось бы, чудесное утро должно закончиться столь же красивым закатом. Но бог весть откуда появившаяся пелена грозовых облаков застилает солнце, небо чернеет, и вот уже в дюнах тонко свистит ветер. Он крепчает, воет, срывает с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева, даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растут чахлая трава и дикий горох.

Главная опасность, которая подстерегает суда у Сейбла, — это зыбучие пески отмелей, своего рода «трясина океана». Моряки и рыбаки всерьез говорят, что они имеют свойство принимать цвет океанской воды. Зыбуны коварного острова буквально поглощают попавшие к ним в плен корабли. Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях острова Сейбл пароходы водоизмещением в пять тысяч тонн, длиной 100—120 метров полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев. Эти пески стали естественным оберегом для затонувших сокровищ и вечной могилой для чьих-то останков.

Последней жертвой ненасытного и загадочного острова стал американский пароход «Манхассент» в 1947 году. После этой трагедии на Сейбле установили 2 маяка и радиостанцию — с тех пор катастрофы наконец-то прекратились.

Сейчас на острове Сейбл постоянно проживает около 20-25 человек - все они обслуживают маяки, радиостанцию и местный гидрометеоцентр, а также обучены проводить спасательные операции - на случай кораблекрушения.

Эти люди работают в очень тяжелых условиях, и не только из-за сильных туманов и ураганных ветров - многие из них рассказывают, что иногда видят призраков погибших моряков. Не удивительно, ведь они живут буквально на костях.

Одного из работников даже пришлось эвакуировать с острова, поскольку каждую ночь его умоляли о помощи привидения с потерпевшей здесь в 1926 году крушение шхуны «Сильвиа Мошер»…

  • Не один моряк, бороздивший в водах Атлантического океана, может поведать историю о том, что перед штормом возле Сейбла часто наблюдается чрезвычайно яркий солнечный восход. Но достаточно нескольких часов, как прекрасная солнечная погода превращается в настоящий кошмар.
  • Люди, которые входят в состав персонала обслуживающего маяки и метеорологическую станцию постоянно находятся над костями моряков, погибших на острове (речь идет о тысячах трупов). Само понимание этого требует весьма стойкой психики. Смотрители уже не раз рассказывали о призраках. Более того, в 50-их гг. одного из смотрителей маяков пришлось срочно вернуть на континент. Он утверждал, что его преследуют призраки судна «Сильвия Мошер» и просят спасти их… А вы бы смогли жить в таком месте?
  • У каждого, кто работает на Сейбле иметься собственная коллекция реликвий с погибших кораблей. У многих есть золотые монеты и редкие старинные вещи.
  • С 1920 г. только два человека могут похвастаться, что они родились на «кладбище Атлантики».
  • Лошади острова Сейбл изображены на канадских марках и монетах 2005 года.

Фото - Остров Сейбл




















Видео - тайна острова Сейбл

Сейбл без ошибки можно назвать самым удивительным, самым таинственным и самым коварным островом из всех когда-либо нанесенных людьми на карту земного шара.

Пожалуй, самое удивительное то, что Сейбл все время движется. Это кочующий остров, беспрестанно меняющий свои размеры, конфигурацию и координаты. На картах XVI столетия, изданных во Франции, Англии и Италии, длина его варьируется от 150 до 200 миль, а уже в 1633 г. голландский географ Иоханн Ласт, описывая Сейбл в своем атласе, сообщает:

«...остров имеет в окружности около сорока миль, море здесь бурно и мелководно, гаваней нет, остров получил дурную славу, как место постоянных кораблекрушений».

Сейбл расположен в 110 милях к юго-востоку от Галифакса, близ материковой отмели, как раз в том районе, где теплый Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением. Это и привело к образованию гигантской отмели из песка, гальки и раковин, которая когда-то простиралась в виде серпа до мыса Код. Геологи считают, что Сейбл – не что иное, как выступившая из-под воды вершина этого серпа.

Вытянувшийся с востока на запад на 24 мили, Сейбл не превышает в ширину одной мили. Поверхность острова занята двумя почти параллельными песчаными грядами, которые тянутся вдоль острова и под воздействием ветра формируются в дюны и холмы, постоянно меняющие свое положение и форму. Местами поверхность острова покрыта травянистой растительностью. Наиболее высокая точка острова – холмы Риггинг-Хилз высотой 34 м. В четырех милях от западной оконечности острова расположено полусоленое озеро Уоллас с глубинами 1,5 – 4 м. Океанские волны проникают в него, перекатываясь через дюны.

Западная оконечность острова под непрерывным действием течений и волн Атлантики постепенно размывается и исчезает, а восточная – наоборот, намывается и увеличивается. С каждым годом у восточного края острова образуются новые песчаные отмели, и остров, таким образом, непрерывно перемещается на восток, постепенно удаляясь от берегов Нова-Скотии. Подсчитано, что за последние двести лет Сейбл «прошагал» по океану почти десять морских миль. Известна даже скорость его перемещения: 1/8 мили (около 230 м) в год.

В прошлом веке ученые предполагали, что раз остров удаляется от берега, перемещаясь в сторону большей глубины, то он должен через несколько лет совсем исчезнуть с поверхности океана. Но этого не случилось. Скорее наоборот: по сравнению с прошлым столетием Сейбл увеличился в своих размерах. Последние измерения показали, что сейчас он на две мили длиннее, чем 75 лет назад.

Сейбл стоит на океанской судоходной трассе через Северную Атлантику – самом оживленном и напряженном морском пути в мире и представляет собой большую опасность для кораблей. Поскольку высота Сейбла над уровнем океана не превышает 34 м, с моря он почти неприметен. Только в погожие дни с палубы судна можно различить на горизонте узкую песчаную полоску этого острова.

Канадские рыбаки утверждают, что прибрежные пески острова, словно хамелеоны, приспосабливают свой цвет к цвету океана. Как часто в этих водах сбитые с толку капитаны шли сквозь остров, ведя свои корабли на верную гибель!

Опасности поджидают мореплавателей, в основном, у восточного и западного мысов острова. От мыса Ист-Пойнт на 3,5 мили на северо-восток тянется осыхающая песчаная коса, над которой при штормах наблюдаются буруны. От мыса Уэст-Пойнт такая же осыхающая коса простирается на две мили на северо-запад, а на запад-северо-запад от нее на 19 миль простирается отмель Уэст-Бар. В районе северной кромки этой отмели в штормовую погоду наблюдается волнение, направленное против ветра. Границы и рельеф отмели Уэст-Бар постоянно изменяются.

Параллельно северному берегу острова, на расстоянии 4 кабельтовых от него, местами простираются песчаные гряды с малыми глубинами, над которыми во время шторма свирепствуют буруны.

Вокруг острова постоянно кипит белая пена бурунов, и только летом, в июле, когда неистовство океана стихает, к острову (только к его северной стороне) можно подойти на шлюпке.

Шторму на Сейбле обычно предшествует необычайно ослепительный восход солнца. Но бог весть откуда появившаяся дымка свинцовых облаков заволакивает солнце, небо темнеет почти до черноты, и вот уже в дюнах тонко засвистел ветер. Он крепчает, начинает завывать и срывать с верхушек дюн песок и гонит его через остров в океан... Из-за этого секущего песка на острове нет ни одного дерева и даже кустов. Лишь в долине между двумя грядами дюн растет чахлая трава и дикий горох.

Приливное течение у Сейбла идет на север со скоростью 1-1,5 узла, а отливное, направленное на юг, проходит через отмели восточной и западной оконечностей острова со скоростью до 2 узлов. Причем эти течения обманчивы: под влиянием ветра их скорость и направление изменяются.

Главная опасность, которая подстерегает у Сейбла моряков, – это зыбучие пески его отмели. Это своего рода «трясина океана», которую можно наблюдать лишь на Гудвинских Песках и близ Гаттераса. Пески коварного острова буквально поглощают попавшие в их объятия корабли.

Достоверно известно, что оказавшиеся на отмелях Сейбла пароходы водоизмещением в 5000 т, длиной 100 – 120 м полностью исчезали с глаз в течение двух-трех месяцев. Моряки окрестили этот остров «пожирателем кораблей».

Однажды в конце прошлого века свидетелем того, как в песках Сейбла на глазах исчезают корабли, оказался известный американский ученый, изобретатель телефона Александр Грэхем Белл. Его потрясла разыгравшаяся 4 июля 1898 г. близ Сейбла драма, когда в результате столкновения затонул французский пароход «Ла Бургонь». Ученый считал, что часть людей с парохода добралась до Сейбла, ожидает там помощи. Белл на свои личные деньги организовал спасательную экспедицию, прибыл на остров и тщательно его обследовал. К его огорчению, спасшихся после катастрофы там не оказалось. В ожидании парохода Белл прожил на острове несколько недель. Ученый оказался очевидцем погребения огромного американского четырехмачтового барка «Крофтон Холл». В июле 1898 г. Белл писал: «Барк сел на мель в апреле этого года. Великолепное судно казалось невредимым, если не считать, что его корпус в середине треснул. Сегодня пески поглотили жертву полностью».

История Сейбла – это сплошная летопись человеческих трагедий, это непрерывная цепь событий, связанных исключительно с кораблекрушениями и всякого рода преступлениями. По сохранившимся на спасательной станции острова документам смотритель маяка Джонсон наносил на карту места и даты гибели судов с 1800 г. Подсчитав число навечно увязнувших в песках острова судов вы получите, что каждые два года здесь терпело крушение в среднем три судна. А что было до 1800 г.? Исторические документы в виде многочисленных томов «Летописей кораблекрушений», различные морские хроники и другие источники позволяют нам судить, что еще до начала XIX в. Сейбл представлял собой гигантское кладбище Северной Атлантики и, пожалуй, не меньшее, чем «Пожиратель кораблей Сэр Гудвин».

Здесь, под многометровой толщей песка покоятся острогрудые челны отважных викингов, неуклюжие каракки и галеоны испанцев и португальцев, гулеты рыбаков Бретани, прочные сосновые корабли нантакетских китобоев, английские шмаки, куттеры из Гуля, тяжелые трехмачтовые корабли

Вест-Индской компании, изящные американские клиперы... Вся эта канувшая в Лету армада кораблей придавлена тяжелыми корпусами пароходов.

Движущийся и все время меняющий свою форму Сейбл со времен древних викингов был постоянен только в одном: в своей непримиримой вражде к проходившим мимо него кораблям.

Причина, почему суда оказались у берегов опасного острова, были разные: одни корабли наткнулись на него, заблудившись в тумане, других вынесло на его отмели течение, третьи не заметили его в пелене дождя и, наконец, большая часть кораблей нашла здесь свое последнее пристанище во время шторма.

О силе штормов близ Сейбла можно судить хотя бы по такому факту. В августе 1926 г. у острова в один день погибли две американские шхуны «Сильвиа Мошер» и «Сэди Никл». Первая опрокинулась на отмели, и ее экипаж погиб. Вторую волнением перебросило через косу острова с одного края на другой, где она также опрокинулась и была позже замыта песком. Вообще 1926 г. оказался несчастливым для моряков и весьма «урожайным» для «пожирателя кораблей». В годовое меню Сейбла, помимо двух шхун, попало два парохода: канадский «Лабрадор» и английский «Гарольд Каспер».

Первый оказался в цепких объятиях острова, заблудившись в тумане. Второй, следуя из Англии в Нью-Йорк с грузом угля, 11 февраля штормом был вынесен на отмели Сейбла и тоже завяз в песках.

После каждого шторма Сейбл до неузнаваемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад длительные штормы промыли в северной стороне Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая внутренняя гавань, которая в течение долгих лет служила убежищем для рыбаков. Но однажды очередной сильный шторм закрыл вход в бухту, и в ней, как в ловушке, остались навечно две американские шхуны. Со временем эта закрывшаяся бухта превратилась во внутреннее пресно-соленое озеро длиной 7 миль. Называется оно Уоллас. Сейчас оно служит для посадки гидросамолетов, которые доставляют на остров почту и продукты.

Иногда, после особенно сильных и длительных штормов, песчаные отмели и дюны острова, переместившись под действием океанских волн, открывают человеческому взору останки кораблей, исчезнувших столетия назад. Так, четверть века назад из зыбучих песков «воскрес» прочный корпус из индийского тика американского клипера, который пропал без вести сто лет назад. Прошло три месяца, и над корпусом воскресшего корабля выросли дюны высотой 30 м...

Сейбл – один из самых «добросовестных» и щедрых поставщиков уникальных экспонатов в несуществующий музей романтических реликвий прошлого. Нынешние обитатели острова после сильного ветра находят в дюнах ржавые якоря, мушкеты, сабли, абордажные крючья и множество старинных монет... В 1963 г. маячный смотритель обнаружил в песке человеческий скелет, бронзовую пряжку от сапога, дуло от мушкета, несколько пуль и дюжину золотых дублонов чеканки 1760 г. Позже нашли плотную пачку банкнот – английских фунтов стерлингов середины прошлого века – на сумму десять тысяч. Рядом валялся старинный сапог, из которого высыпались кости.
Золотые монеты здесь не редкость. Морские хроники прошлого указывают названия и дату гибели кораблей, на борту которых имелось золото в виде слитков и монет.

Подсчет показывает, что стоимость покоящихся в песках Сейбла ценностей составляет по современному курсу почти 2 млн. фунтов стерлингов. И это, если учитывать только суда, о которых сохранились сведения, что в момент гибели на борту был ценный груз.

Первыми поселенцами Сейбла были потерпевшие кораблекрушение: для них этот скудный кусок суши, став причиной несчастья, становился убежищем. Из обломков разбросанных по кладбищу судов несчастные устраивали себе жилище. К своему удивлению, первые робинзоны увидели в долине острова коров. Этих животных оставил там француз Лери в 1508 г., когда впервые посетил Сейбл. Животные расплодились и одичали. Потерпевшие бедствия моряки могли питаться и морскими котиками, для которых здешние песчаные отмели до сих пор являются излюбленным лежбищем. Полусоленое озеро острова изобиловало рыбой, и на его берегах гнездились морские птицы.

Трагедия попавших на Сейбл моряков усугублялась тем, что им неоткуда было ждать помощи: корабли избегали подходить к страшному острову, даже когда видели над ним дым сигнальных костров. На что они могли еще рассчитывать? На чужую трагедию? На то, что очередное обречённое судно принесет им в своих обломках предметы первой необходимости и, главное! – несколько фунтов поваренной соли? Да, наверное, и на это.

Иногда Сейбл оказывался вотчиной пиратов Северной Атлантики... Вероятно, «джентльмены удачи» зарывали здесь свои клады, жгли на дюнах острова ложные огни, чтобы заманить в ловушку корабли купцов. Сколько здесь было совершено преступлений и сколько Сейбл укрыл преступников – останется навсегда тайной. До сих пор многие суеверные жители Ньюфаундленда и Нова-Скотии считают Сейбл проклятым богом местом и обиталищем злых духов и призраков. Они так его и называют «The Ghost Island – остров призраков».

В конце XVI в. Сейбл неожиданно стал островом-каторгой. В 1598 г. на нем появилось 48 уголовных преступников. Их высадили с французского корабля маркиза Де Ла Роша, который намеревался основать на Ново-Скотии колонию. После сильного и длительного северо-западного шторма в океане корабль дал течь. Так и не добравшись до цели, Де Ла Рош повернул обратно к берегам Европы. Завидя остров, маркиз не придумал ничего другого, как высадить «лишний груз» на Сейбл. Чтобы каторжане не умерли с голоду, он оставил им 50 овец. О несчастных вспомнили лишь спустя семь лет. Видимо, угрызения совести побудили короля Франции подписать им помилование. Летом 1605 г. посланный на Сейбл корабль доставил в Шербур одиннадцать заросших, потерявших человеческий облик, одетых в овечьи шкуры людей. Остальные, не вы неся столь тяжких невзгод, погибли. Удивительно, но пятеро из вернувшихся на родину попросили короля разрешить им вернуться на Сейбл. Король не только согласился, но приказал снабдить их всем необходимым. Так образовалась небольшая французская колония. И когда в 1635 г. из Коннектикута в Англию возвращался один из кораблей и потерпел на Сейбле крушение, его экипаж был спасен и доставлен на американский материк этими французскими робинзонами.

Шли годы. До Европы все чаще стали доходить вести о слишком частых кораблекрушениях возле острова Сейбл. Мореплаватели требовали у своих правительств постройки на острове маяка и спасательной станции. Но ни Франция, владевшая в то время Сейблом и потерявшая здесь в 1746 г. два корабля экспедиции Анвиля, ни Англия – «владычица морей», ни Голландия, – никто не хотел возиться со столь крошечной территорией... и если бы не случай, – кто знает, сколько бы еще Сейбл оставался, как говорится, «впотьмах».

В начале 1800 г. у рыбаков Нова-Скотии английские власти обнаружили ценные вещи: золотые монеты и безделушки, географические карты с гербом герцога Йоркского, книги из его личной библиотеки и даже его мебель. Простодушные рыбаки называли эти вещи «штуками с Сейбла». Оказалось, что они меняли их на рыбу у поселенцев «острова Песков». Это насторожило англичан. К тому же из Нова-Скотии в Лондон не пришел корабль «Фрэнсис». Ведь на нем перевозились личные вещи герцога Йоркского!

Английское адмиралтейство предположило, что после гибели «Фрэнсиса» находившиеся на его борту люди добрались до Сейбла, но были убиты его робинзонами. И вот на остров снарядили карательную экспедицию. Однако выяснилось, что людей с погибшего корабля никто не убивал. Все они погибли, и островитяне ничем не смогли им помочь – на острове не было даже спасательной шлюпки.

Не прошло и года после гибели «Фрэнсиса», как в зыбучих песках погиб английский корабль «Принцесса Амелия». Из более чем двухсот человек команды, офицеров и солдат никто не спасся. Подошедший на помощь другой английский корабль также завяз в песках острова, и все, кто на нем находились, тоже погибли. Три потерянных на Сейбле корабля и решили дело: англичане наконец поставили маяк и создали спасательную станцию на опасном острове. Ее служителям вменялось в обязанность оказывать помощь потерпевшим кораблекрушение и спасать имущество от морских грабителей. А в самой Англии в это время были вывешены объявления, запрещавшие кому бы то ни было, кроме спасателей, под страхом смерти селиться на острове без правительственного разрешения.

То что в 1802 г. громко называлось «спасательная станция», представляло собой крепко сбитый сарай, метрах в ста-пятидесяти от берега. В нем на деревянных полозьях стоял обычный китобойный вельбот. Рядом находилась конюшня – нет, скакунов сюда специально не привозили! Лошади здесь жили задолго до этого. И их сейчас на острове около трехсот. Никто толком не знает, откуда они здесь появились. Согласно одной версии, это потомки кавалерийских лошадей, которые пришли на остров с одного французского корабля, погибшего на отмелях Сейбла в конце XVIII в. По другой версии, их привез на остров некий Томас Хэнкок – дядя знаменитого Джона Хэнкока – известного американского патриота времен войны за независимость.

Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони, нежели лошадей. Они очень дики, выносливы, живут табуном, питаясь осокой, диким горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.

Ежедневно четыре спасателя объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя с его разных сторон навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса, смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот они заметили гибнувшее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырех пони, те волоком тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по суше.

Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.

До сих пор в английских лоциях, описывающих район Нова-Скотии, сохраняется немаловажное примечание: «Если судно окажется на мели близ острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими жертвами».

В летописи кораблекрушений зарегистрировано всего восемь судов, которым удалось выбраться из цепких объятий Сейбла и избежать гибели.

В 1852 г. на острове построили новое, более крупное здание спасательной станции, а деревянный вельбот заменили новым – железным. В 1893 г. соорудили новое здание, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до основания – пришлось строить заново и надежнее.

Хуже дело обстояло на Сейбле с маяками. С 1802 г. деревянное строение единственной маячной башни стояло в средней части острова. В 1873 г., когда, несмотря на многочисленные ремонты и укрепления, башня маяка окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми с железной ажурной конструкцией. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот западный пришлось заменять шесть раз: ненасытный Сейбл «проглотил» шесть своих маяков. Люди знали, что остров упорно ползет на восток, оставляя свой западный «хвост», где стоял маяк, под водой, но просто не успевали переносить его на другое место. Так и пришлось с континента шесть раз доставлять новые конструкции маячных башен.

По-прежнему мимо острова каждый день проходят сотни торговых судов над флагами стран всей планеты. Капитаны, прокладывая на картах курс, стараются разминуться с островом на значительном расстоянии. И хотя в наши дни Сейбл уже не представляет такой опасности, как раньше, моряки к нему не любят приближаться. А вдруг?

Два маяка, стоящие на каждом крае острова, посылают в ночь предупредительные лучи. Их свет при ясной погоде виден за 16 морских миль. Круглые сутки в эфире слышатся четкие предупредительные сигналы радиомаяка. Именно благодаря нему кораблекрушения у берегов острова фактически прекратились. Последнюю жертву – большой американский пароход «Манхассент» – остров проглотил в 1947 г.

На Сейбле построена электростанция, работающая от дизель-генератора. Несколько лет назад здесь построили большой склад, кузницу, столярную мастерскую, общежитие для потерпевших кораблекрушение (на случай, если оно случится) и ангар, где стоят на рельсах, в любую минуту готовые к спуску на воду, металлические вельботы. Этим судам не страшны никакие волны, они непотопляемы и настолько остойчивы, что практически не могут опрокинуться. Но если это и случится, то залитое водой судно устроено таким образом, что оно снова встает на ровный киль.

Из старых строений на Сейбле сохранилось лишь здание старой спасательной станции, своего рода достопримечательность острова. Станция сооружена из выброшенных океаном на остров корабельных мачт, стеньг и реев. К стенам этого здания прибиты «именные доски» с названиями судов. Эти доски тоже прибило к острову. Это – как бы оставшиеся паспорта былых жертв «пожирателя кораблей».

До сих пор на Сейбле живет стадо из трехсот диких пони. На тех, что приручены, смотрители каждый день объезжают побережье острова. Они смотрят, не прибило ли к отмелям яхту или рыбацкое судно, не валяется ли на песке бутылка или пластмассовый конверт с запиской, – для изучения морских течений. Объездчики острова часто встречают в песке любопытнейшие находки. У каждой семьи, живущей на Сейбле, таким образом, создалась неплохая коллекция морских реликвий. По-прежнему в песке находят старинные золотые монеты.

Хотя департамент транспорта Канады, в чье ведение входит Сейбл, постарался создать максимум бытовых удобств для его жителей, работа у них нелегкая и опасная. Метеорологические условия здесь настолько суровы, что у людей часто наступает нервное перенапряжение. Длительные штормы ураганной силы нередко не дают жителям острова выйти из укрытия строений неделями. Но не это они считают самым трудным в своем пребывании на острове. Вопрос упирается в другое, скорее психологическое, а не физическое, напряжение. И действительно, жить на отдаленном, вечно окутанном туманом и терзаемом штормом острове нелегко. Но еще труднее все время сознавать, что ты живешь не на обычном острове, а на острове-кладбище. То и дело попадающиеся в песке человеческие черепа и кости заставляют жителей острова вспоминать, что под ногами у них покоятся останки десятков тысяч жертв кораблекрушений. Кому это приятно?

В наше время великий «пожиратель кораблей» практически обезврежен. С 1947 г. по сей день не отмечено ни одного случая гибели в его зыбучих песках крупного судна. Но по-прежнему зорко вглядываются в туман моряки, проходя мимо опасного острова. Ни на минуту не смолкает грозное предупреждение радиомаяка: «Вы проходите близ острова Сейбл – кладбища Северной Атлантики».