Эскориал испания часы работы. Эскориал: однодневная поездка из Мадрида. Гиды в Эскориале

Включение 1984 (8 сессия)

Координаты : 40°35′21″ с. ш. 4°08′52″ з. д.  /  40.589167° с. ш. 4.147778° з. д. (G) (O) 40.589167 , -4.147778

* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Монастырь Эскориáл - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II . Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама . Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света» , и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром» .

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 года , когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии . Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo ), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона , а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма . Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима . Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 году . Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо , ученик Микеланджело , а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере , которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле , мрамор привезён из Арасены , скульптурные работы были заказаны в Милане , бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо , Сарагосе , Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо , Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана , Эль Греко , Сурбарана , Риберы , Тинторетто , Коэльо .

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Потолочная живопись во дворце Эскориал

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы. Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja ), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes ), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея . В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка , а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан , придворный художник Карла V .

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V , чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V , который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии , и Фердинанда VI , чья могила находится в Мадриде . Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев , где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон . Его сын и нынешний король Хуан Карлос I , да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина , Альфонсо Мудрого и св. Терезы . Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов , иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде .

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль . Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.

Литература

  • Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998.
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под. ред. Л. М. Брагиной. М .: Высшая школа, 2001.

Ссылки

Дворец-монастырь Эскориал , Мадрид, Испания. История возникновения, особенности архитектуры, владельцы..

Бытует мнение, что Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (San Lorenzo de El Escorial) — восьмое чудо света. Естественно, что более всего оно распространено среди испанцев! Ведь всякий народ на планете считает какое-нибудь из собственных национальных зданий (или целых архитектурных ансамблей) достойным этого громкого звания.

Для русских это — Кремль, для итальянцев — собор Святого Петра, для французов — Версальский дворец, а может быть — Лувр… Перечисление можно продолжать долго


Но, пожалуй, Эскориал занимает в перечне особое место. Грандиозное здание северо-западнее столицы Испании, Мадрида, если и не являющее собой продолжение горной гряды Сьерра-де-Гуадарама (как утверждают поэтически настроенные испанские путеводители), то во всяком случае не смотрящееся инородным телом на фоне суровых местных пейзажей, объективно подавляет своим величием.

Нетрудно представить, как оно давило на психику квартировавшим здесь монархам. И если Габсбурги худо-бедно смирились, медленно сходя с ума, то уже первый король из династии Бурбонов, Филипп V, не смог выдержать невыносимого пафоса. И перебрался из Мадрида в… Сеговию. Построив себе здесь миниатюрный Версаль с садами и фонтанами, любимую , «Ферму».

Масштабы

Эскориал в плане представляет собой прямоугольник размером 207 на 161 метр. Сооружен из массивных гранитных блоков, которые — сами можете представить — трудновато обрабатывать. Изначально одержащий в себе монастырь Святого Лоренцо, королевский дворец и королевскую же усыпальницу, является единственным в своем роде универсальным зданием в мире, может служить ключом к пониманию средневековой Испании.

  • Длина всех коридоров Эскориала превышает 24 километра
  • Всего в комплексе 9 башен, 16 внутренних дворов, 13 часовен, 86 внутренних лестниц и 1860 комнат, а количество окон, говорят, еще никто не смог сосчитать предельно точно (их здесь ~2670)

Комплекс был заложен 23 апреля 1563 года в правление испанского короля Филиппа II («властителя полумира»). И завершен в рекордно короткие для того времени сроки: в 1584 году.

На постройку ушел 21 год. И это намного меньше, чем в свое время потребовал сравнимый по масштабам (резиденция «Короля-Солнца» строилась более 50 лет) . Или последний в списке колоссальных резиденций (28 лет: с 1752 по 1780 год).

История создания

Событием, в честь которого было построено здание, стала победа испанской армии над французами при Сен-Квентине (Пикардия, Франция) в ходе франко-испанской войны. Она была одержана 10 августа 1557 года, стала первым военным успехом в царствование Филиппа II (правил Испанией с 1556 по 1598 год, родился в 1527 году) и случилась в день Святого Лоренцо (католического святого и испанца по происхождению).

Считается, что проект Эскориала разработал главный королевский архитектор Испании Хуан Баутиста де Толедо (1515(?)-1567). На заре карьеры работавший в Италии, принимавший участие в постройке собора Святого Петра.

Представляется вероятным, что архитектору пришлось учитывать многочисленные пожелания, а то и прямые указания монарха, Филиппа II. Так что последнего во всех смыслах можно причислить к соавторам комплекса.

Де Толедо умер в 1567 году, так и не увидев завершения самой значительной своей стройки. Его сменил не менее великий мастер, Хуан де Эррера. С именем последнего связан стиль испанской архитектуры, так называемый herreran, эрререско. Характеризуемый лаконичностью деталей и почти полным отсутствием декора.

Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал решен именно в стиле эрререско. И является наиболее яркой работой архитекторов испанского Возрождения.

Фасады и залы Эскориала

Монастырско-дворцовый комплекс в целом ориентирован по сторонам света. Главный, западный (или монастырский) фасад выходит на обширную площадь, его центральная часть решена в виде гигантского двухэтажного и 12-ти колонного портика.

Через парадную дверь гигантских размеров посетители попадают в так называемый двор Королей. И на его противоположном конце видят вход в центральную часть всего сооружения: базилику Святого Лоренцо. Если смотреть прямо на нее, то по правую руку находятся здания собственно монастыря Эскориала, по левую — помещения школы (семинарии).

За базиликой, вход в которую также обозначен портиком, находится королевская усыпальница. А за ней дворец Филиппа II.

  • Этот монарх, известный своей крайней набожностью, настоял, чтобы его покои примыкали к алтарной части храма. И на склоне лет мог присутствовать на мессе, не вставая с кровати (Филиппа II мучила подагра) — дверь из спальни выходит прямо на хоры

Туристы ломятся посмотреть на спальню «Властителя полумира» и его кабинет, где решались все вопросы войны и мира в Европе. Но они ничем, кроме крайнего минимализма, не примечательны. На себя мрачный и воинственный Филипп II тратил не так уж много.

Иное дело библиотека Эскориала. Обширное помещение, свод которого расписан прекрасными фресками работы Пелегрино Тибальди. Служит местом хранения более 40 тысяч томов, большая часть из которых совершенно уникальна.

Здесь даже книги ставятся особенно — корешками внутрь, чтобы сохранить переплеты. Правда, на экспозиции в основном представлены копии — оригиналы в запасниках!

Слева от базилики находится дворец Бурбонов, в котором жили короли этой династии (правившей Испанией, начиная с 1715 года) во время своего, почти всегда недолгого пребывания в Эскориале. Окна их апартаментов выходят на север и, частично, восток.

Справа от базилики, вокруг двора Евангелистов, располагаются монастырские помещения. Часть восточного фасада занята Пантеоном Инфантов (где захоронены все принцы и принцессы испанской королевской фамилии).

Как уже отмечалось, западный и северный фасады выходят на обширные мощеные площади. Возле южного раскинулись обширные регулярные, так называемые Монастырские сады (Gardens of the Friars), разбитые по прямому указанию короля Филиппа II.

К ним примыкает красивая Галерея выздоравливающих (Galería de Convalecientes). Прогуливаясь по которой вы сполна оцените чистоту и свежесть горного воздуха.

Северный и южные фасады полностью лишены архитектурных излишеств и представляют собой суровую, прямую, буквально крепостную стену. Разве что многочисленные окна немного скрашивают ее суровость.

Напротив восточного фасада разбит еще один сад — Королевский. Именно сюда выходят окна личных апартаментов Филиппа II.

Коллекции

Жемчужинами собрания считаются:

  • Библиотека (помещения расположены прямо над парадным входом). По количеству собранных раритетных книг (около 45 000 изданий XV и XVI веков и, кроме того, более 5 000 рукописных манускриптов римской, арабской и кастильской эпох) уступающую разве что коллекции
  • Картины и фрески итальянских (Тициан, Тинторетто, Веронезе и Джордано), испанских (Веласкес, Сурбаран, Эль Греко, Рибера, Гойя), германских (Босх, Дюрер) и фламандских мастеров
  • Скульптура. Как статуи, изваянные в мраморе (Христос работы Бенвенуто Челлини), так и в бронзе (статуи королей) работы отца и сына Леоне и Ромео Леони
  • Реликвариум (содержащий около 7 500 реликвий — фрагментов скелета святых католической церкви)

Неподалеку от главного здания находится небольшой загородный дворец короля Карла IV, Casita del Princip. Построенный еще в его бытность наследником престола (1771-1775 годы, архитектор Хосе де Вильянуэва — автор проекта ).

Как добраться

Одноименный город, который возник при Эскориале, находится приблизительно в 45 км на северо-запад от столицы, Мадрида. Добраться оттуда можно:

  • автобусными маршрутами 661 и 664, отходящими от станции Moncloa Interchange
  • по железной дороге (от вокзалов Chamartín или Atocha).

Поездка займет около часа. Плюс автобуса в том, что его конечная остановка находится всего в 5-ти минутах ходьбы от монастыря. Железнодорожная станция отстоит на дистанции 20-минутной пешей прогулки. Тем, кто не захочет карабкаться в гору, придется воспользоваться местным автобусом.

Режим работы и цены

Эскориал открыт для посещения во все дни недели, кроме понедельника. С 10 до 18 часов с октября по март, с 10 до 20 с апреля по сентябрь.

Стоимость входного билета, позволяющего посетить основной комплекс, составляет 10 € (2019 год) для взрослых и 5 — для детей 5-16 лет. Граждане в возрасте до 5 лет проходят бесплатно! Аудиогид стоит 4 €.

Дополнительные 5 придется заплатить за вход в обособленные дворцы: Casita del Príncipe, Casita del Infante.

Вход бесплатен для всех по следующим дням:

  • Международный день музеев 18 мая
  • 12 октября в Национальный день Испании

В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Св. Лаврентия – Сан-Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал , самый известный исторический памятник Испании, созданный по воле короля Филиппа II. Среди других известных архитектурных шедевров Испании удивительный в Гранаде, величественный и неприступный в Сеговии, грозный замок в Мурсии, изысканный замок в провинции Бискайя.

Эскориал, архитектурное чудо Испании

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.

Эскориал, история строительства

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».

Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.


Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.

Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.


Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.

Королевский Пантеон Эскориала


Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.

Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.

Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.

Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского - победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он - незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.

За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в и является одной из самых посещаемых .

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

Если вы действительно хотите поразиться, увидеть одну из жемчужин мировой архитектуры, то вам определенно стоит обратить внимание на Эскориал (Monasterio de El Escorial). Это старинный монастырь, расположенный совсем недалеко от гор Сьерра-де-Гвадаррама. Примечательно это место в Испании тем, что долгое время оно служило резиденцией короля Филиппа II. Это один из немногих монастырей-дворцов в Европе и здесь действительно есть, на что посмотреть, и чему удивиться.

История Monasterio de El Escorial

Еще с момента своего основания, в XVI веке этот дворец отличался от многих других зданий. Яркий пример – рекордные сроки его строительства. Испанские зодчие, в то время обладавшие весьма скудным строительным арсеналом, возвели это огромное, красивейшее здание всего за 21 год. На тот момент сроки строительства подобного уровня были просто беспрецедентные. Строителям удалось отразить во внешнем облике здания суровость и монументальность испанской монархии.

Это было особенно актуально, ведь само возведение дворца Эскориал было приурочено к победе испанских войск над войсками французов.

Клады дворца-монастыря Эскориал

Этот монастырский комплекс относится к числу зданий-музеев. Еще Филипп II начал собирать коллекцию картин со всего мира и именно эту коллекцию можно увидеть и сегодня в здании дворца. Однако помимо коллекции живописи и внешней красоты, Эскориалу есть чем похвастаться и во внутреннем убранстве – красивейшие витражи, переходы, арки мозаичные панно и гобелены. Здесь же располагается усыпальницы испанских монархов, посмотреть на которую приезжают туристы со всего мира.

К комплексу Эскориала примыкает красивейший сад, в котором можно увидеть актуальные еще для XVI века решения в области ландшафтного дизайна. Это красивейшее здание, в котором всё пропитано духом истории (Смотрите фото и видео-обзор на нашем сайте).

Внутреннее убранство дворца Эскориал.

Библиотека в дворце Эскориал:

Полезная информация для посетителей Эскориала:

Адрес: Av Juan de Borbón y Battemberg, s/n, 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid
Телефон: +34 918 90 59 02
Часы работы:
в летнее время (апрель-сентябрь) – Вт-Вс с 10:00 до 20:00
в зимнее время (октябрь-март) – Вт-Вс с 10:00 до 18:00
Стоимость входа: 5 Евро;
Как доехать:
На поезде: с центрального мадридского ЖД вокзала (станция Atocha) до остановки El Escorial. Чтобы добраться до дворца придется пройти пешком около 15 минут, либо сесть на местный автобус.
На автобусе: маршруты автобуса 661 и 664. Отправление с вокзала Moncloa. Монклоа находится на станции 3 линии (желтая).

Посетите после Эскориала: