Что считается ручной кладью в самолете. Новые правила провоза ручной клади в самолете: что можно брать, а что нельзя. Видео о правилах перевоза ручной клади в самолетах

Допустимые габариты и вес ручной клади в самолете ограничиваются определенными нормами. При этом универсальных параметров багажа, который пассажир может провезти с собой в салоне самолета, не существует: в основном нормы зависят от перевозчика, оплаченного класса обслуживания, а также дальности перелета.

В любом случае разрешенный вес и размер ручной клади придется узнать заранее: чтобы не платить за перевес и избежать самой неприятной ситуации — избавления от лишних вещей перед самым вылетом.

С усиленным вниманием стоит изучить до покупки билетов тарифы лоукостеров и предложения по новым промо-тарифам — это относится как к отечественным авиакомпаниям, так и зарубежным. Дешевые перелеты могут оказаться с ограничениями: без багажа или ручной клади либо с более строгими требованиями к весу багажа.

Размер и вес ручной клади в самолетах российских авиакомпаний

Максимальный вес ручной клади в самолетах большинства российских авиакомпаний равен 10 кг, для бизнес-класса — 15 кг. Однако перед покупкой билета нужно выяснить нормы именно по выбранному тарифу, так как они могут сильно отличаться.

Авиакомпания Вес ручной клади Размер ручной клади, см
Аэрофлот

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×25 Вес и размер ручной клади у Аэрофлота в 2020 году
S7 Airlines

Эконом — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 места весом до 15 кг (в сумме).

55×40×23 Габариты и допустимый вес ручной клади у S7
ЮТэйр

Эконом — 1 место до 5 кг;

Эконом-премиум, бизнес — 1 место до 10 кг.

40×30×20

55×40×25

Вес и размер ручной клади у ЮТэйр
Уральские авиалинии

Промо Лайт/Лоукост/Промо/Эконом/Премиум-Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес/Комфорт — 2 места общим весом до 15 кг.

40×30×20 лоукост

Габариты, вес ручной клади у Уральских авиалиний
Победа 36x30x27 + ноутбук/планшет без чехла и зонт-трость Ручная кладь у Победы
Россия На рейсах SU 6000-6999: эконом, комфорт — 1 место до 10 кг; бизнес — 1 место до 15 кг.

На рейсах FV5501-5900: эконом — 1 место до 5 кг; бизнес — 1 место до 10 кг.

55×40×25 для всех тарифов Нормы: Для SU 6000-6999 ; Для FV5501-5900
Azur Air Эконом — 1 место до 5 кг; бизнес — 1 место до 10 кг. Превышение веса — по согласованию с а/к. 55×40×20 Ручная кладь у Azur Air
Газпром авиа 1 место до 5 кг 45×35×15 Нормы у Газпром авиа
Донавиа

Эконом, комфорт — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×25 Нормы у Донавиа
Pegas Fly

Эконом — 1 место до 5 кг.

Бизнес — 2 места до 5 кг каждое.

115 см (55×40×20) Ручная кладь у Pegas Fly
ИрАэро

Эконом — 1 место до 5 кг;

Премиум, Бизнес — 1 место до 10 кг.

115 см (55×40×20) Нормы ИрАэро
Комиавиатранс 1 место до 8 кг 35×22×25 Нормы у Комиавиатранс
Нордавиа

Базовый — 1 место до 10 кг.

Ручная кладь у Нордавиа
Red Wings Airlines

Лайт/Стандарт — 1 место до 5 кг;

Базовый — 1 место до 10 кг.

40×30×20 для тарифа Лайт

Ручная кладь у Red Wings Airlines
Руслайн

Лайт/Классик — 1 место до 5 кг;

Оптимум/Премиум — 1 место до 10 кг.

Вес и размер ручной клади у Руслайн
Саратовские авиалинии 1 место до 5 кг 45×35×15 Нормы ручной клади у Саратовских авиалиний
Royal Flight

Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес — 1 место до 10 кг.

55×40×20 Ручная кладь у Royal Flight
Nordwind Airlines

Эконом — 1 место до 5 кг;

Бизнес — 2 места по 5 кг.

115 см (55×40×20) Ручная кладь на самолетах Nordwind Airlines
Якутия

Эконом — 1 место до 10 кг;

Бизнес — 1 место до 15 кг.

55×40×20 Ручная кладь на самолетах Якутия
Ямал 1 место до 5 кг 55×40×20 Ручная кладь у авиакомпании Ямал

Вес и габариты ручной клади в самолетах иностранных авиакомпаний

Разброс в допусках по весу и размерам сумки в салоне у заграничных авиакомпаний еще шире. В зависимости от авиаперевозчика вес ручной клади в самолетах чаще варьируется от 5 до 18 кг. В некоторых случаях нормы ручной клади способны удивить щедростью, причем даже в эконом-классе.

Сайты авиакомпаний, осуществляющих международные пассажирские перевозки, часто доступны на нескольких языках, в том числе на русском.

Авиакомпания Вес ручной клади Размер ручной клади Информация на официальном сайте
Aegean

Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес — 2 места: 8 кг + 5 кг, либо 1 место до 13 кг.

56×45×25, для Olympic Air 55×40×23
Бизнес:
1) 56×45×25 (до 8 кг),
45×35×20 (до 5 кг);
2) 56×45×25 (до 13 кг).

Нормы на сайте Aegean
AirAsia 2 сумки общим весом до 7 кг. 56×36×23 и 40х30х10 Вся информация о ручной клади на сайте AirAsia
Air Astana Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес — 2 места до 8 кг.
56×45×25 Нормы клади у Air Astana
Air France Эконом — до 12 кг.
Бизнес — до 18 кг.
55×35×25 Багаж в салоне самолета Air France
Czech Airlines

Лайт - 1 место до 8 кг;
Плюс, Флекс — 1 место до 8 кг + 1 место до 3 кг;
Бизнес — 2 места по 8 кг и 1 место до 3 кг.

55×45×25 и доплнительно малая сумка (все тарифы, кроме Лайт) — 40х30х15. Ручная кладь у Чешских авиалиний
EasyJet 1 место. Вес не ограничен, но пассажир должен самостоятельно поднимать ручную кладь на полку и безопасно снимать ее. 56×45×25. По карте easyJet Plus, тарифу FLEXI — дополнительное место 45×36×20. Тарифы ручной клади на сайте EasyJet
Emirates Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый класс и бизнес — 2 места до 7 кг каждое (портфель, сумочка или сумка с одеждой)
Эконом — 55×38×20. Первый и бизнес: портфель — до 45×35×20, сумка — до 55×38×20. Параметры ручной клади на сайте Emirates
Etihad Airways Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый класс, бизнес — 2 места весом до 12 кг (в сумме)
115 см (40×50×25) Габариты клади на сайте Etihad Airways
Finnair Бизнес, а также по картам Finnair Plus Platinum, Gold и Silver — 2 единицы клади весом до 10 кг (общий вес).
Другие тарифы — 1 место до 8 кг.
56×45×25 Ручная кладь в кабине Finnair
Qatar Airways Эконом — 1 место до 7 кг.
Первый, бизнес — 2 места суммарным весом до 15 кг.
50×37×25 Информация на сайте Qatar Airways
Turkish Airlines Эконом — 1 место до 8 кг.
Бизнес, а также по картам Elite Plus и Elite — 2 места по 8 кг.
23×40×55 Ручная кладь у Turkish Airlines
Lufthansa Эконом, эконом-премиум — 1 место до 8 кг.
Первый, бизнес — 2 места по 8 кг.
55×40×23; Для складных дорожных сумок — 57×54×15 Ручная кладь на самолетах Lufthansa
Korean Air Эконом — 1 место до 12 кг.
Первый и престиж-класс — 2 места общим весом до 18 кг.
55×40×20 Нормы багажа при пассажире у Korean Air
Thai Airways 1 место до 7 кг 115 см по сумме трех измерений

Итак, вас ждет захватывающее путешествие. Билеты уже куплены, мысли тают от предчувствия новизны и приятных удовольствий. Чтобы мысли стали реальностью надо всего лишь правильно подготовиться к путешествию. А начать нужно с укладки вещей, которые вам понадобятся во время поездки.

Собирая чемодан, помните, что на обратном пути он всегда тяжелее от покупок и подарков. Напоминаем, все, что вы возьмете в дорогу, нужно разделить на две неравные части:
- ручная кладь
– сдаваемый багаж

Одна будет находиться с вами в салоне самолета и называется ручная кладь (или кабинный багаж, если он будет храниться в специальном шкафу салона самолета при вашем желании). За его сохранность вы отвечаете сами.

А вторая будет лететь с вами, но в багажном отсеке самолета и называется сдаваемым багажом. За сохранность этого багажа отвечает авиакомпания

Нужно иметь ввиду что правила перевозки багажа в самолете для ручной клади и сдаваемого багажа разные. Т.е. то что можно провезти с собой под видом сдаваемого багажа возможно будет запрещено для провоза в салоне самолета. Итак ниже приведенный основные правила перевозки багажа

РУЧНАЯ КЛАДЬ – ручной багаж в самолете может быть весом от 5 до 18 килограмм (в зависимости от требований авиакомпании перевозчика, маршрута, тарифа, билета). Как правило, ручная кладь состоит:

Всех необходимых документов (паспорта, ценные деловые бумаги, кредитки, ваучеры, страховки)
-ценных и хрупких вещей (видео камеры, ноутбуки, драгоценности, очки и т.д.)
-жизненно важных медикаментов, детского питания
-а остальное зависит от ваших вкусов и личной жизни.

Приблизительный размер ручной клади
Для безопасности и комфорта пассажиров, ручная кладь не должна превышать допустимых размеров, чтобы ее можно было уложить под сидением кресла самолета. Обычно это размеры 55х40х20 см.

Бывают исключения, например, компания “Air Astana” пассажирам бизнес класса позволяет провозить в салоне самолета ручную кладь весом до 18 килограмм. А у авиакомпании “Lufthansa ” пассажирам первого и бизнес класса – разрешено взять два места ручной клади, а для пассажиров эконом класса – одно. Допустимые габариты одного места ручной клади увеличены до 55х40х23, а вес не должен превышать 23 килограмма.

Главное о чем не следует забывать, в ручной клади пассажира категорически запрещены любые предметы представляющие опасность для окружающих, их имитаторы и модели (это радиоактивные, ядовитые вещества, оружие, колющие, режущие и взрывоопасные предметы).

Из-за участивших террористических актов, ужесточены требования и введены ограничения на жидкости, даже на туалетные и косметические средства (любопытно, что пена для бритья и зубная паста тоже отнесены к жидкостям). Максимальный объём жидкости в любой емкости не должен превышать 100 миллилитров, а общее суммарное количество жидкости на одного человека в ручной клади не может быть больше одного литра. Кроме этого, все жидкости должны быть сложены в один закрывающийся прозрачный пакет.

А остальные жидкости, превышающие этот объём, придется упаковать в сдаваемый багаж, там их примут без всяких проблем. Детское питание, медицинские препараты, которые могут понадобиться во время перелета, можно упаковать в прозрачный не пломбируемый пакет.

Перевоз жидкости в самолете
Дополнительно к норме бесплатного провоза багажа можно провезти алкоголь, сигареты и парфюмерию купленную в Duty Free, предметы одежды, цветы, трости, зонтики, сложенную детскую коляску, колыбельку, книгу, ноутбук (они не предъявляются при взвешивании).

СДАВАЕМЫЙ БАГАЖ. С ручной кладью разобрались, теперь будем укладывать сдаваемый багаж. Нормы на провозимый сдаваемый багаж устанавливаются всего по двум системам:

Ограничение (нормы) по количеству мест и весу
- ограничение (нормы) по весу

В большинстве случаев устанавливается нормы на количество мест. Что это значит? Пассажир имеет право бесплатно провезти:
в бизнес классе – два места весом не больше 32 килограмм каждое
в эконом классе – одно место, не более 23 килограмм каждое

Некоторые компании, для привлечения клиентов разрешают дополнительное количество мест бесплатно провозимого багажа. Например, на чешских авиакомпаниях владельцы карт Gold, Elite Plus имеют право на бесплатный провоз дополнительно одного места багажа, но весом не более 23 килограмм.

О чем следует стоить помнить при укладке вещей? Правила перевозки багажа в самолете гласят – вес багажа не суммируется! Если один чемодан тяжелее нормы, а другой легче допустимой нормы, но в сумме они не превышают разрешаемую норму, то все равно придется доплатить за перевес первого чемодана. Вес чемодана или сумки учитываются при их взвешивании.

Помните! При перевозке вес багажа не суммируется
Ограничение по весу (весовая норма провоза багажа) означает, что пассажир имеет право бесплатно провезти любое количество сумок, но их общий вес должен был равен или меньше нормы для данного маршрута и класса нормы обслуживания. Действующую норму веса для конкретного маршрута нужно искать в билете или в правилах тарифа на сайте авиакомпании. Например, у компании Эйр Астана, суммарный вес багажа и ручной клади не более тридцати килограмм для бизнес класса и двадцать килограмм для пассажиров эконом класса.

Что такое ограничение по габаритам для бесплатного провоза багажа? По требованиям безопасности, устанавливается максимальный размер одного места упакованного багажа по сумме трех измерений (длина, ширина, высота). Как правило, это 158 см. Здесь тоже бывают исключения – у компаний Utair.ru и S7 Airlines по габаритам одно место упакованного багажа не должно превышать 203 сантиметра и вес 32 килограмм по тарифу комфорт класса.

Для инвалидных колясок, музыкальных инструментов, спортивного снаряжения, которые нельзя разделить на части, делают исключение.

Абсолютно у всех авиакомпаний общее правило – сверхнормативный багаж по весу, количеству, габаритам должен быть оплачен по соответствующим тарифам. У каждой компании свои расценки при оплате перевеса.

Внимание! При доплате за перевес – вес одного места зарегистрированного багажа не может превышать 50кг!

Кроме требований к багажу у авиакомпаний перевозчика, у каждой конкретной страны есть перечень вещей и продуктов, ограниченных или запрещенных ввозу- вывозу на территорию страны. Например, в Турцию нельзя ввозить более 200 сигарет, а в Израиль запрещено ввозить оборудование для азартных игр.

Совет федерации одобрил закон об отмене обязательной нормы провоза багажа, включенного в стоимость невозвратного авиабилета. Нововведения вступят в силу осенью.


Какие нормы действовали до сих пор


Ст. 106. Воздушного кодекса РФ предусматривает, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. При этом «нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира». Конкретные правила устанавливались авиакомпаниями.

Какие изменения одобрены Советом федерации


В одобренном законопроекте предусматривается, что «договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы... может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа». Конкретные правила устанавливаются перевозчиком, который «обязан информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади». Таким образом, полная отмена бесплатного провоза багажа будет применяться только к невозвратным тарифам.

Кроме того, вместо «вещей, находящихся при пассажире», в кодекс введено понятие «ручная кладь». Отдельно оговаривается право «бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком».

Закон вступит в силу через 60 дней после подписания президентом и опубликования.

Что предлагает Минтранс


Министерство транспорта разработало свой проект поправок в Федеральные авиационные правила, направленных на регулирование вопросов перевозки пассажиров по договору, не предусматривающему норму бесплатного провоза багажа. Им, в частности, предусматривается:

- Минимальный вес ручной клади , который авиакомпании устанавливают для пассажиров, должен быть не менее 5 кг. Перевозчики могут изменять эту цифру в сторону увеличения.

- Дополнительно без предъявления для взвешивания пассажир сможет провезти только дамскую сумочку или портфель, детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, складную кресло-коляску.

При этом в Минтрансе пояснили , что пассажирам также не запрещено брать в ручную кладь предусмотренные действующими правилами папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру. Все эти вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг.

Данные правила в настоящее время находятся на стадии публичного обсуждения , по итогам которого в них могут быть внесены изменения.

Какие правила действуют в российских авиакомпаниях


Авиакомпании до сих пор трактовали законодательную норму о 10 кг бесплатного багажа по-разному.

«Аэрофлот»

Правилами (тариф «Бюджет») предусматривается бесплатный провоз в багажном отсеке одного места багажа до 23 кг (двух мест на ряде дальних направлений), а также бесплатный провоз в салоне ручной клади массой до 10 кг. Платный провоз багажа (превышение количества мест при норме провоза одного места) стоит 2,5–7,5 тыс. руб. (€50–200, $50–200 на иностранных направлениях). Также действуют отдельные доплаты за превышение веса и размера по сумме трех измерений - 2,5–7,5 тыс. руб. (€100–200, $100–200).

«Победа»

Допускается бесплатный провоз 10 кг багажа в багажном отсеке. В салоне можно бесплатно провозить только следующие вещи: одну дамскую сумочку либо один портфель (не превышающие 75 см по сумме трех измерений), папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки или кресло-коляску). Платный провоз багажа до 10 кг в салоне - 999–2 тыс. руб. (до €35 на иностранных направлениях). Платный провоз в багажном отсеке до 20 кг - 1,5–3 тыс. руб. (€45), до 32 кг - 2,3 тыс. руб.

Пассажир S7, купивший билет «Базовый эконом», может провезти бесплатно в ручной клади коробку или сумку весом до 10 кг и размером не более 55х40х20 см, а также горные лыжи или сноуборд весом до 23 кг. Багаж оплачивается отдельно по тарифной сетке, разделенной на 31 географическую зону. Доплата может составлять до 27,9 тыс. руб. в зависимости от направления, веса и количества мест сверхнормативного багажа. Дороже всего обойдется провоз багажа из Японии в Европу.

Как регулируется провоз багажа за рубежом


В большинстве других стран (в том числе в США и ЕС) регулирование норм багажа отдано на усмотрение авиакомпаний.

Lufthansa

На всех межконтинентальных рейсах пассажиры экономкласса могут бесплатно провозить одно место багажа массой до 23 кг, одну ручную кладь массой до 8 кг (55x40x23 см). На рейсах малой и средней протяженности авиакомпании действуют новые европейские тарифы «Light», «Classic» и «Flex». Самый дешевый тариф «Light» позволяет путешествовать только с ручной кладью и не дает права на перебронирование или возврат билета. Провоз одного места багажа массой до 23 кг оплачивается отдельно. На внутренних рейсах он стоит от €15 (при покупке на сайте компании) до €55 (у выхода на посадку), на международных - €25–55.

Delta Airlines

Бесплатно можно провозить одну ручную кладь (дамская сумочка, портфель, фотоаппарат в чехле, пакет с подгузниками, ноутбук) и одну личную вещь (пиджак, зонт, еду или напиток, купленные после сдачи багажа, покупки из duty-free, коляску, переносное детское кресло, инвалидную коляску или костыли). Размеры ручной клади по длине-толщине-ширине не должны превышать в сумме 114 см. Тарифы на багаж различаются в зависимости от направлений. На внутренних американских рейсах одна сумка до 23 кг стоит $25, вторая - $35. На большинстве международных рейсов первый багаж весом до 23 кг - бесплатно, за второй доплата может достигать $100.

Елена Миклашевская, Елена Федотова, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко

в Федеральные авиационные правила в соответствии с принятым летом законом о невозвратных билетах. Теперь российские авиакомпании могут предлагать пассажирам более дешёвые билеты, в стоимость которых не входит провоз багажа - только ручная кладь. Поправки Минтранса вступили в силу 5-го ноября и также утвердили новые нормы провоза основного багажа и ручной клади. Вот что изменилось.

Авиакомпании начнут продавать билеты без багажного места

Раньше пассажир мог провозить в багажном отделении самолёта российской авиакомпании чемодан весом 10 кг (или более - в зависимости от правил авиакомпании и типа воздушного судна). Лимит назначался перевозчиком, но на место весом 10 кг по закону можно было рассчитывать смело. Новые правила несколько изменили процедуру: теперь авиакомпания сама определяет, для какого тарифа предусмотрен багаж, а для какого - нет. Таким образом у перевозчиков появится возможность предлагать более дешёвые билеты без бесплатного провоза багажа. Однако для билетов, в цену которых багаж включён, лимит останется прежним - не менее 10 кг.

Норма бесплатного провоза ручной клади не может быть менее 5 кг

Что касается ручной клади, то теперь вы можете бесплатно взять на борт до 5 кг вещей. Раньше каждый авиаперевозчик устанавливал лимит и габариты ручной клади самостоятельно и некоторые компании не разрешали брать на борт ничего, кроме небольших сумок с документами. Теперь такого не будет: сумку весом до 5 кг вы гарантированно сможете провезти бесплатно на любом рейсе российской авиакомпании.

Рюкзак больше не считается ручной кладью - его можно провозить бесплатно

Сверх допустимых 5 кг ручной клади, пассажиры смогут бесплатно провозить детское питание, верхнюю одежду, товары из магазинов Duty Free - полный список можно посмотреть в п.135 Приказа .

Но самое интересное связано с тем, что теперь и рюкзаки можно проносить в самолёт как дополнительную ручную кладь. Раньше это касалось только портфеля и дамской сумки. А раз рюкзак тоже не относится к ручной клади, значит, в него можно упаковать часть вещей и выйти за пределы лимита в 5 кг.

Турист вы или путешественник - неважно. В салон самолёта теперь можно и с портфелем, и с рюкзаком - они идут как бесплатное приложение к любой другой ручной клади.

10 лайфхаков для компактной упаковки

Конечно, несмотря на изменения, многие путешественники всё равно предпочтут билеты с бесплатным местом основного багажа и будут по старинке паковать чемоданы - так привычнее. Если вам кажется, что с ручной кладью у вас не поместится примерно ничего, делимся лайфхаками по грамотной упаковке.

1. Перед полётом ознакомьтесь с правилами авиакомпании и точным лимитом веса ручной клади.

Если он минимальный (не более 5 кг) - берите лёгкую сумку. Если есть запас (не более 10 кг) - можете взять чемодан cabin-size. В любом случае помните, что средний вес дорожной сумки - примерно 1,5 кг, а небольшой чемодан весит как минимум в два раза больше.

Будет обидно набрать тяжёлых свитеров и прилететь «в лето». Или наоборот, остаться без тёплой одежды там, где она необходима. Конечно, на 100% с погодой угадать сложно, но спланировать гардероб хотя бы приблизительно (и сэкономить драгоценные килограммы) вы точно сможете.

3. За неделю до поездки составьте список всего, что собираетесь взять в дорогу.

Просмотрите его через несколько дней - наверняка увидите, без каких вещей можно обойтись.

4. Сначала кладите в сумку вещи первой необходимости (документы, лекарства) и только потом менее важные.

От них легко будет отказаться, если поймёте, что превысили лимит.

5. Планируйте заранее, сколько вы будете носить ту или иную вещь.

Одно платье можно надеть дважды, а джинс хватит дня на три. Также можно сразу разложить вещи по комплектам: так вы не возьмёте ничего лишнего, да и не придётся мучительно выбирать, что же надеть.

6. Шампуни, крема и прочую косметику перевозите в специальных ёмкостях небольшого объёма (до 100 мл).

Помните, что во многих отелях предлагают минимальный набор из мыла, шампуня и геля для душа.

7. Выберите обувь, которую планируете взять в дорогу.

И уменьшите её количество вдвое.

8. Придумайте свой способ компактной упаковки.

Можно использовать вакуумные пакеты, чехлы и конверты или сворачивать каждую вещь в тугой рулон - так одежда мнётся значительно меньше. Носки и нижнее белье можно аккуратно раскладывать в обувь.

9. Самую тяжёлую и объёмную одежду и обувь (джинсы, куртки, ботинки) надевайте на себя.

Тем более что верхнюю одежду можно провозить в дополнение к ручной клади бесплатно.

10. Все ценные вещи, технику (ноутбуки, планшеты, фотоаппараты), книги кладите в дамскую сумку, портфель или рюкзак.

Они не считаются ручной кладью, а значит, не добавят веса вашим вещам.

Не стоит пугаться нововведений, они никак не омрачат ваши путешествия. Многие привыкли, что багаж часто входит в стоимость билета - но такие билеты никуда не денутся, их по-прежнему можно легко купить. Зато появилась возможность сэкономить на перелёте, выбрав невозвратный тариф без багажа, но с ручной кладью. Если предстоит короткая поездка или вы планируете переезжать из отеля в отель и много вещей вам просто ни к чему - это шанс купить билет по выгодной цене и путешествовать налегке. Наши советы помогут вам грамотно собрать ручную кладь и взять только самое необходимое - ведь впечатления гораздо важнее вещей.

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.