Строение парусных кораблей. Проводка стоячего такелажа бушприта Крепление рея к мачте на старинных судах
Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.
Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.
М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.
Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.
Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.
Рис. 1.26. Одинарная
сигнальная
мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь;
4 - антенный рей; 5 -
стеньга; 6 - сигнальный
рей; 7 - ванты;
8 - сигнальные фалы;
9 - стальная труба
(или рангоутное дерево)
Треногая мачта состоит из трех стальных водонепроницаемых труб. Верхние концы прочно скреплены горизонтальной площадкой из стальных листов, которая называется марсовой. Ноги мачты проходят через отверстия в верхней палубе и своими нижними концами крепятся к настилу средней палубы (платформе корабля). На площадках, расположенных по всей длине мачты, размещаются: радио- и радиолокационные антенны, дальномеры, прожекторы, сигнальные и ходовые мостики и другие посты управления.
На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.
Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для
размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные
листы обшивки; 5 - радиоантенна
Башенноподобные мачтовые конструкции - развитая надстройка с площадками, расположенными в несколько ярусов и представляющими собой закрытые помещения, используемые для различных боевых и командных постов.
Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.
Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.
Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.
Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.
Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.
Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев;
4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги
Б а н т ы - снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы - через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.
Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.
Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.
Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.
Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.
Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.
Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.
Под рангоутом и такелажем судна понимают всю движущуюся или находящуюся в состоянии покоя оснастку - мачты, грузовые полумачты, реи, гафели, грузовые стрелы, ванты, штаги со всеми относящимися к ним деталями. Это название сохранилось со времен парусных судов, правда, его значение за это время существенно изменилось. Так, первоначально рангоут и такелаж парусного судна обеспечивали продвижение судна вперед, а в настоящее время их главной задачей на современных грузовых судах является размещение грузового устройства, а на пассажирских судах, ледоколах, буксирах и подобных им плавучих средствах - сигнального оборудования.
Вооружение парусного судна
а - вооружение барка со вспомогательным двигателем; b - типы парусного вооружения; с - типы парусных судов.
1 - бизань-гик; 2 - бизань; 3 - бизань-мачта; 4 - бизань-гафель; 5 - крюйс-топсель; 6 - крюйс-стеньга; 7 - грот-брам-стеньга; 8 - грот-бом-брам-рей; 9 - грот-бом-брамсель; 10 - грот-брам-рей; 11 - грот-брамсель; 12 - крюйс-брам-стаксель; 13 - крюйс-стень-стаксель; 14 - апсель; 15 - верхний грот-марсель; 16 - нижний грот-марсель; 17 - грот; 18 - грот-стеньга; 19 - грот-мачта; 20 - верхний грот-марса-рей; 21 - нижний грот-марса-рей; 22 - грота-рей; 23 - грот-бом-брам-стаксель; 24 - грот-брам-стаксель; 25 - грот-стень-стаксель; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-брам-стеньга; 28 - фор-бом-брамсель; 29 - фор-брам-рей; 30 - фор-брамсель; 31 - фор-бом-брам-штаг; 32 - бом-кливер-леер; 33 - верхний фор-марса-рей; 34 - верхний фор-марсель; 35- фор-стеньга; 36 - нижний фор-марса-рей; 37 - нижний фор-марсель; 38 - фоке-рей; 39 - фор-мачта; 40 - фок; 41 - фор-стеньга-стаксель; 42 - средний кливер; 43 - кливер; 44 - бом-кливер; 45 - бушприт; 46 - латинский парус; 47 - прямой рейковый парус; 48 - люгерный или рейковый парус третьяк; 49 - люгерный или рейковый парус четвертак; 50 - шпринтовый парус; 51 - гафельный парус; 52 - гуари; 53 - бермудский парус; 54 - эверс; 55 - логгер; 56 - кеч; 57 - деухмачтовая гафельная шхуна; 58 - двухмачтовая марсельная шхуна; 59 - бригантина (шхуна-бриг); 60 - бриг; 61 - трехмачтовая гафельная шхуна; 62 - трехмачтовая топсельная шхуна; 63 - трехмачтовая марсельная шхуна; 64 - баркентина (шхуна-барк); 65 - барк; 66 - корабль с полным вооружением.
Главной частью рангоута является мачта. В зависимости от цели применения различают сигнальные, грузовые и специальные мачты из дерева или из труб, изготовленных из стали или легкого металла. Для восприятия сил, возникающих вследствие бортовой и килевой качки при сильном волнении, мачты крепятся к бортам или в диаметральной плоскости при помощи вант и штагов, состоящих из стальных проволочных тросов. На сигнальных мачтах помещаются сигнальная и радиоантенная реи, а часто также и гафель для подъема флага страны. Свежая информация такелажные работы у нас . Кроме того, на них находятся флажные фалы и держатель для фонаря.
Рангоут и такелаж грузовых судов
а - грузовое и сигнальное устройства грузового судна старой конструкции; b - грузовое судно с грузовыми стрелами и судовыми кранами.
Наиболее простую конструкцию имеют трубчатые мачты (рис. ниже а), у которых спереди и сзади имеется по одной грузовой стреле. Для размещения других грузовых стрел на топе мачты монтируется салинг, и в двух-трех метрах над палубой к мачте крепится траверса. Концы траверсы опираются на короткие вентиляционные стойки. Салинг и траверса часто состоят из одной коробчатой балки (рис. ниже b). У наиболее часто встречающихся двуногих мачт обычно отсутствует стоячий такелаж, за счет чего повышается обзорность открытой палубы. Иногда при работе с тяжеловесными грузовыми устройствами на противоположной стороне устанавливаются штаги (рис. ниже с).
Грузовые мачты
а - трубчатая мачта; b - трубчатая мачта с салингом и траверсой грузовой стрелы; с - двуногая мачта. 1 - антенный рей; 2 - рей; 3 - прожекторный рей; 4 - пост наблюдения на мачте («воронье гнездо»); 5 - ванты; 6 - стеньга; 7 - салинг; 8 - вентиляционная колонна; 9 - фундамент грузовой стрелы.
Грузовые полумачты в отличие от мачт редко снабжаются стеньгами и устанавливаются парами вне диаметральной плоскости судна между люками или на люках. Как правило, они не имеют штагов, но часто соединяются между собой посредством связывающего штага или траверсы. Грузовые полумачты часто используются для вентиляции грузового трюма; в этом случае в них предусматриваются раструбы палубного вентилятора.
Грузовые полумачты
а - расположение полумачт; b - полумачты с траверсой; с - полумачты с топриком и вантами; d - полумачты без штагов. 1 - стеньга; 2 - траверса; 3 - грузовая полумачта; 4 - топрик; 5 - ванты.
Мачты и полумачты крепятся при помощи вант и штагов, которые почти во всех случаях состоят из стальных тросов. Они прикрепляются одним концом к мачте (салингу) или к полумачте прочными обухами (вантовыми обухами), а другим концом - к основаниям вант (вант-путенсам) в непосредственной близости от фальшборта. Ванты или штаги обухами присоединяют к мачте или к вант-путенсам при помощи мочек; при наличии вильчатых канатных замков мочки не требуются. Между вантами или штагами и вант-путенсами расположены талрепы для подтягивания тросов.
Источник: Центральный морской клуб ДОСААФ РСФСР. Издательство ДОСААФ. Москва, 1987
§1. Рангоут.
Рангоутом называется все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту на парусном корабле относятся: мачты, стеньги, реи, гафеля, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты и выстрела.
Мачты.
Салинги и эзельгофты, в зависимости от их места, принадлежности к той или иной мачте также носят свои названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый. фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
Бушприт.
Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна, и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой (), на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд.
С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря (), а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Здесь он служит уже для выноса штагов фок- мачты и её стеньг и для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей, которые улучшали ходкость и поворотливость корабля. Одно время треугольные паруса сочетались с прямыми.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали посередине поперечными шлагами. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок - бис ().
Буштриты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.
Реи.
Рей - это круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, называемым ноками ().
У обоих ноков делаются заплечики, вплотную к которым наколачиваются огоны пертов, стропы блоков и т.п. Служат реи для крепления к ним прямых парусов. Реи своей серединой крепятся к мачтам и стеньгам таким образом, чтобы их можно было поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальном направлении для постановки парусов в наиболее выгодное положение относительно ветра.
В конце XVIII века появились добавочные паруса - лисели, которые ставились по бокам основным парусов. Их крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, выдвигаемых к бортам судна по основному рею через бугеля ().
Реи также принимают названия в зависимости от принадлежности их к той или другой мачте, а также от места расположения на мачте. Так, названия реев на различных мачтах, считая их снизу вверх, следующие: на фок-мачте - фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; на грот-мачте - грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; на бизань-мачте - бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.
Гафели и гики.
Гафель - это специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты (сзади неё) и поднимаемый вверх по мачте. На парусных судах служил для крепления верхней кромки (шкаторины) косого паруса - триселя и косой бизани (). Пятка (внутренний конец) гафеля имеет деревянные или металлические обшитые кожей усы, придерживающие гафель около мачты и охватывающие ее наподобие ухвата, оба конца которого соединены между собой бейфутом. Бейфут может быть из растительного или стального троса, обшитого кожей или с надетыми на него шариками, так называемыми ракс-клотами.
Для постановки и уборки парусов на судах с косым вооружением и косого паруса бизани гафель поднимается и опускается при помощи двух снастей бегучего такелажа - гафель-гарделя, поднимающего гафель за пятку, и дирик-фала, поднимающего гафель за нок - внешний тонкий конец ().
На судах с прямым вооружением косые паруса - трисели подтягиваются (при их уборке) к гафелю гитовыми, гафель же не опускается.
Гики служат для растягивания нижней шкаторины косых парусов. Гик подвижно скреплен пяткой (внутренним концом с мачтой при помощи вертлюга или усов, как и у гафеля (). Внешний конец гика (нок) при поставленном парусе поддерживается парой топенант, укрепленных с одной и другой сторон гика.
Гафели и гики, вооруженные косым парусом на бизани, начали употребляться в русском флоте примерно со второй половины XVIII века, а в петровские времена на бизани подвешивался наклонно латинский рей (рю), для несения латинского треугольного паруса. Такой рей подымался в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран вверх, а другой опущен почти до самой палубы ()
Ознакомившись с каждым рангоутным деревом в отдельности, теперь перечислим все рангоутные деревья согласно месту их нахождения на парусном корабле, с полным их наименованием ():
I - княвдигед; II - гальюн; III - крамбол; IV - фальшборт, поверх него - матросские койки; V - фока-руслень и вант-путенсы; VI - грота-руслень и вант-путенсы; VII - бизань-руслень и вант-путенсы; VIII - правая раковина: IX - балконы; X - майн-вельс-бархоут; XI - чанель-вельс-бархоут: XII - шир-вельс-бархоут; XIII - шир-стрек-бархоут; XIV - перо руля.
Рис. 9. Рангоут трёхдечного 126-пушечного линейного корабля середины XIX в. |
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафели; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-брам-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-брам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 -фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота- рей; 42 - грота-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 -топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт: 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 -крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель: 67 - кормовой флагшток. |
§2. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей.
Длина грот-мачты определяется длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Длина фок- мачты 8/9, а бизань мачты 6/7 длины грот-мачты. Длина топов грот- и фок-мачт 1/6, а топа бизань-мачты 1/8-2/13 их длины. Наибольший диаметр мачт находится у опердека и составляет у фок- и грот-мачт 1/36, а у бизань-мачты 1/41 их длины. Наименьший диаметр находится под топом и составляет 3/5-3/4, а у шпора 6/7 наибольшего диаметра.
Длина грот-стеньги равняется 3/4 длины грот-мачты. Длина топов стеньг составляет 1/9 всей длины стеньги. Наибольший диаметр стеньг приходится у мачтовых эзельгофтов и равняется для грот и фор-стеньг 6/11 диаметра грот-мачты, а для крюйс-стеньги 5/8 диаметра бизань-мачты. Наименьший диаметр под топом - 4/5 наибольшего.
Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками (или топами), составляется из: длины брам-стеньги, равной 1/2 своей стеньги, бом-брам-стеньги - 5/7 своей брам-стеньги и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги. Наибольший диаметр брам-стеньги у стень-эзельгофта - 1/36 ее длины, бом-брам-стеньги - 5/8 диаметра брам-стеньги, а наименьший диаметр флагштока - 7/12 диаметра брам-стеньги.
Длина бушприта - 3/5 длины грот-мачты, наибольший диаметр (у фальшборта над форштевнем) равен диаметру грот-мачты или меньше него на 1/15-1/18. Длины утлегаря и бом-утлегаря - 5/7 длины бушприта, наибольший диаметр утлегаря - 8/19, а бом-утлегаря -5/7 диаметра бушприта находится на 1/3 от их нижних концов, а наименьший - у ноков - 2/3 наибольшего диаметра.
Длина грота-рея равна ширине корабля, умноженной на 2 плюс 1/10 ширины. Общая длина обоих ноков 1/10, а наибольший диаметр - 1/54 длины рея. Длина грот-марса-рея 5/7 грота-рея, ноки - 2/9, а наибольший диаметр - 1/57 длины грот-марса-рея. Длина грот-брам-рея 9/14 грот марса-рея, ноки - 1/9 и наибольший диаметр - 1/60 этого рея. Все размеры фока-рея и фор-марса - рея составляют 7/8 величины грота и грот-марса-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, но длина его обоих ноков - 1/10 длины рея, крюйсель-рей равен грот-брам-рею, но длина его обоих ноков - 2/9 длины рея, а крюйс-брам-рей равен- 2/3 грот-брам-рея. Все бом-брам-реи равны 2/3 своих брам-реев. Блинда-рей равен фор-марса-рею. Наибольший диаметр реев - на их середине. Реи от середины к каждому концу разделяются на четыре части: на первой части от середины - 30/31, на второй - 7/8, на третьей - 7/10 и в конце - 3/7 наибольшего диаметра. Бизань-гик равен длине и толщине фор- или грот-марса рея. Его наибольший диаметр - над гакабортом. Бизань-гафель длиной 2/3, а толщиной 6/7 гика, его наибольший диаметр у пятки. Длина мартин-гиков 3/7, а толщина 2/3 утлегаря (их было до второй четверти XIX века два).
Грот-марс имеет длину 1/4 длины грот-стеньги, а ширину 1/2 ширины корабля. Фор-марс равняется 8/9, а крюйс-марс 3/4 грот-марса. Грот-салинг имеет лонго-салинги в 1/9 длины его стеньги, а краспицы - 9/16 ширины марса. Фор-салинг равняется 8/9, а крюйс-салинг - 3/4 грот-салинга.
§3. Стоячий такелаж рангоута.
Бушприт, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Ранее его делали из толстого растительного троса, а на современных парусных судах - из стального троса и цепей.
Вантами называются снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги c боков и несколько сзади. В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные названия: фок-ванты, фор-стень-ванты, фор-брам-стень-ванты и т.д. Ванты служат также и для подъема личного состава на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга укрепляются пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывались к вантам выбленочным узлом () на расстоянии одна от другой 0,4 м.
Нижние ванты (пеньковые) делались на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр на линейных кораблях достигал до 90-100 мм, Стень-ванты делались тоньше, а брам-стень-ванты ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Фордуны также называют по мачтам и стеньгам, на которых они стоят. Например, фор-стень-фордуны, фор-брам-стень-фордуны и т.д.
Верхние концы вант и фордунов крепятся на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы мачт, стеньг и брам-стеньг (). Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты делаются парными, т.е. из одного куска троса, который затем складывается и делается огон по толщине того топа, на который он накладывается. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последняя ванта к корме, в том числе и фордуны, делаются разбивными (). Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа, при помощи которого набивают (натягивают) ванты и фордуны (). На современных парусных судах такелаж обтягивается металлическими винтовыми телрепами.
В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялись мощные деревянные площадки - руслени ().
Рис. 11. Обтягивание вант юферсами. |
Раскреплялись ванты вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепился к борту, а к их верхним концам крепились юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленям.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками) (). Коренной конец талрепа крепят в отверстие вант-юферса при помощи талрепного кнопа, а ходовой конец талрепа после обтяжки вант, сделав несколько шлаков вокруг них, крепят на ванте при помощи двух-трех бензелей. Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, привязывали к ним поверх юферсов железный прут - ворст (), который не давал юферсам перекручиваться, удерживая их на одном уровне. Ванты стеньг оборудовали так же, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья (мачты и стеньги), в диаметральной плоскости спереди, называют штагами, которые, как и нижние ванты, делались из толстого троса. В зависимости от того, к какому рангоутному дереву относятся штаги, они имеют также свои наименования: фока-штаг, фор-стень-штаг, фор-брам-штаг и т.д. Огоны у штагов делают такими же, как и у вантов, но размеры их больше (). Набивают штаги талрепами на штаг-блоках ().
К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях (см. ), на которые встают матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец пертов крепится к ноку рея, а другой посередине. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.
Теперь посмотрим, как будет выглядеть стоячий такелаж полностью на парусном 90-пушечном двухдечном линейном корабле конца XVIII и начала XIX веков с полным его наименованием (): 1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фор-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15-грот-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22-ватер-бак-штаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27-фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень- фордуны.
§4. Порядок накладывания, места тяги и толщина пенькового стоячего такелажа.
Ватер-штаги толщиной 1/2 бушприта проводятся в отверстие в передней кромке княвдигеда, крепятся там и поднимаются к бушприту, где тянутся тросовыми талрепами, основанными между юферсами. Ватер-бакштаги (по одному с каждого борта) закладываются гаками за обуха, вбитые в корпус под крамболами, и тянутся у бушприта подобно ватер-штагам.
Затем накладываются ванты, которые делаются парными, толщиной в 1/3 их мачты. Каждый конец, назначенный на пару вант, складывается пополам и у сгиба при помощи наложения бензеля делается сгон. На топ мачты надевается сначала огон передней правой, потом передней левой пары вант и т.д. Если количество вант нечетное, то последняя делается разбивной, т.е. одинарной. Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, скрепленными у русленей с вант-путенсами. Фока- и грот-штаги делаются толщиной 1/2, бизань-штаги - 2/5 своих мачт, а лось-штаги - в 2/3 своих штагов, (пеньковые тросы измеряются по окружности, а рангоутные деревья - по наибольшему диаметру).
Надеваются они на топы мачт так, что охватывают огонами лонго-салинги. Фока-штаг и фок-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на бушприте, грота-штаг и грот-лось-штаг - на палубе по сторонам и впереди фок-мачты, а бизань-штаг разветвляется на лапки и крепится на палубе по бокам грот-мачты либо проходит через коуш на грот-мачте и тянется на палубе.
Стень-ванты толщиной 1/4 своих стеньг тянутся на марсовой площадке талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с путенс-вантами. Стень-фордуны толщиной 1/3 своих стеньг тянутся на русленях подобно вантам. Стень-штаги имеют толщину 1/3, а лось-стень-штаги - 1/4 своих стеньг, фор-стень-штаг проводится в шкив с правой стороны бушприта, а фор-лось-стень-штаг - с левой. Грот-стень-штаг и грот-лось-стень-штаг проводятся через шкивы блоков на фок-мачте и тянутся гинцами на палубе. Крюйс-стень-штаг проходит через шкив блока на грот-мачте и тянется на марсе.
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря делается толщиной 1/4 своих рангоутных деревьев. Каждый мартин-штаг проводится последовательно в отверстия своего мартин-гика (их два), где удерживается кнопом, затем в шкив блока на ноке утлегаря, в шкив на мартин-гике и на бушприте и тянется на баке. Утлегарь-бакштаги (по два с каждой стороны) привязываются серединой конца за нок утлегаря, их концы проводятся в коуши близ ноков блинда-рея и тянутся на баке. Также накладываются и тянутся бом-утлегарь-бакштаг. Мартин-штаг от бом-утлегаря крепится серединой конца за нок бом-утлегаря. и пройдя через шкивы на мартин-гике и бушприте, тянется на баке.
Брам-ванты и брам-фордуны делаются толщиной 2/5, а брам-штаги - 1/2 своих брам-стеньг. Брам-ванты проводятся через отверстия в краспицах салинга, подтягиваются к стеньге и спускаются по стень-вантам на марс, где и тянутся талрепами через коуши на их концах. Фор-брам-штаг проводит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке, грот-брам-штаг проходит в шкив на фор-стеньге, а крюйс-брам-штаг - в шкив на топе грот-мачты и оба тянутся на палубе.
Бом-брам-такелаж проводится и тянется подобно брам-такелажу.
§5. Бегучий такелаж рангоута.
Бегучим такелажем рангоута называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с подъемом, выбиранием, травлением и поворачиванием рангоутных деревьев - реев, гафелей, выстрелов и т.п.
К бегучему такелажу рангоута относятся гардели, драйрепы. фалы, брасы, топенанты, шкоты и др.
На кораблях с прямым парусным вооружением гардели служат для подъема и спуска нижних реев с парусами (см. ) или гафелей (его пятки); драйрепы для подъема марса-реев, а фалы - для подъема брам-реев и бом-брам-реев, а также косых парусов - кливеров и стакселей.
Снасть, с помощью которой поднимается и поддерживается нок гафеля, называется дирик-фалом, а снасть, которая поднимает гафель за пятку по мачте, называется гафель-гарделем.
Снасть, которая служит для поддержания и выравнивания ноков реев, называется топенантами, а для поворачивания реев - брамсами.
Теперь познакомимся со всем бегучим такелажем рангоута, с его полными наименованиями, согласно его места нахождения на корабле ():
Снасти, служащие для подъема и спуска реев: 1 - гардель фока-рея; 2 - фор-марса-драйреп; 3 - фор-марса-фал; 4 - фор-брам-фал; 5 - фор-бом-брам-фал; 6 - гардель грота-рея; 7 - грот-марса-драйреп; 8 - грот-марса-фал; 9 грот-брам-фал; 10 - грот-бом-брам-фал; 11 - гардель-бегин-рея; 12 - крюйс-марса-фал; 13 - крюйс-марса-драйреп; 14 - крюйс-брам-фал; 15 - крюйс-бом-брам-фал; 16 - гафель-гардель; 17 - дирик-фал.
Снасти, служащие для поддержания и выравнивания ноков реев: 18 - блинда-топенанты; 19 - фока-топенанты; 20 - фор-марса-топенанты; 21 - фор-брам-топенанты; 22 - фор-бом-брам-топенанты; 23 - грота-топенанты; 24 - грот-марса-топенанты; 25 - грот-брам-топенанты; 26 - грот-бом-брам-топенанты; 27 - бегин-топенанты; 28 - крюйс-марса-топенанты; 29 - крюйс-брам-топенанты; 30-крюйс-бом-брам-топенанты; 31 - бизань-гика-топенанты; 31а - шкентель бизань-гика-топенантов.
Снасти, служащие для ворочания реев: 32 - блинда-трис (брам-блинда-рея); 33 - фока-брасы; 34 - фор-марса-брасы; 35 - фор-брам-брасы; 36 - фор-бом-брам-брасы; 37 - грот-контра-брасы; 38 - грота-брасы; 39 - грот-марса-брасы; 40 - грот-брам-брасы; 41 - грот-бом-брам-брасы; 42 - бегин-брасы; 43 - крюйс-марса-брасы; 44 - крюйс-брам-брасы; 45 - крюйс-бом-брам-брасы; 46 - эринс-бакштаги; 47 - завал-тали; 48 - бизань-гика-шкот.
§6. Проводка бегучего такелажа, показанного на .
Фока и грота-гардели основываются между двух или трехшкивными блоками, два укрепляются под марсом и два - около середины рея. Бегин-гардель основывается между одним трехшкивными блоком под марсом и двумя одношкивными блоками на рее. Ходовые концы гарделей крепятся на кнехтах.
Фор- и грот-марса-драйрепы крепятся серединой конца за топ стеньги, их ходовые концы проводятся каждый в свои блоки на рее и под салингом, а в их концы вплесниваются блоки. Марса-фалы основываются между этими блоками и блоками на русленях. Их лопари тянутся через бортовые кнехты. Крюйсель-марса-драйреп берется коренным концом за середину рея, а ходовой проводится через шкив в стеньге под салингом и в его конец вплеснивается блок марса-фала, который основывается мантылем - на левом руслене крепится коренной конец, а на правом - тали.
Брам- и бом-брам-фалы берутся коренным концом за середину своего рея, а ходовым проводятся в шкив своей стеньги и тянутся гинцами: брам-фалы на палубе, а бом-брам-фалы на марсе.
Гафель-гардель основывается между блоком на пятке гафеля и блоком под крюйс-марсом. Дирик-фал коренным концом крепится за топ крюйс-стеньги, а ходовым проводится через блоки на гафеле и топе мачты. Их ходовые концы крепятся на кнехтах.
Блинда-топенанты основываются между блоками на обеих сторонах бушпритного эзельгофта и на ноках блинда-рея, а их лопари тянутся на баке. Фока и грота-топенанты основываются между трех- или двухшкивными блоками, а бегин-топенанты - между двух- или одношкивными блоками на обеих сторонах мачтового эзельгофта и на обоих ноках реев. Их ходовые концы, проведенные через «собачьи дыры» крепятся на кнехтах. Марса-топенанты серединой конца крепятся за топ стеньга, а ходовые концы, взятые полуштыком за передние стень-ванты, проводятся в блоки на ноках рея, в нижние шкивы комель-блоков. через «собачьи дыры» и крепятся рядом с нижними топенантами. Брам- и бом-брам-топенанты надеваются очком на ноки рея и, проведенные через блоки на своих стеньгах, тянутся: брам-топенант на палубе, а бом-брам-топенанты на марсе. Гика-топенанты берутся серединой конца за нок гика, проводятся с обеих его сторон, как показано на рисунке, и тянутся хват-талями у пятки гика.
Фока-брасы крепятся серединой конца за топ грот-мачты, проводятся, как видно на рисунке, и тянутся на кнехтах грот-мачты. Грота-брасы основываются между блокам у борта на юте и на ноках грота-рея и тянутся через бортовые кнехты. Грот-контра-брасы основываются поверх фока-брасов между блоками на фок-мачте и ноках рея и тянутся у фок-мачты. Бегин-брасы коренными концами берутся за задние грот-ванты, а ходовые проводятся через блоки на ноках рея и на задних грота-вантах и крепятся на кафель-планке у борта. Марса-брасы крепятся серединой конца за топ стеньги, проводятся в вантах, как показано на рисунке, и тянутся на палубе. Фор- и грот-брам-брасы крепятся серединой конца за брам или бом-брам-стеньгу и проводятся в блоки на ноках реев и в блоки подле коренного конца и тянутся по палубе. Крюйс-брам-брасы и все бом-брам-брасы надеваются очком на ноки своих реев, проводятся, как показано на рисунке, и тянутся на палубе.
Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.
В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.
Рис: Устройство мачты.
1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.
Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.
Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.
Марс
Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.Рис. 1. Детали марса:
1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.
Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:
1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.
Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.
Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.
Бушприт
Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Рис. Бушприты.
а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.
Стоячий такелаж парусного корабля
Бушприты, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.
Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля XVIII - XIX веков:
1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.
Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. В зависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительное название: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одного куска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е. одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки - руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к ноку рея, другой - к середине рея. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.
Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и т.д.
Стоячий такелаж бушприта:
1 - ватер-штаги; 2 - ватер-бакштаги; 3 - утлегарь-штаг; 4 - утлегарь-бакштаг; 5 - бом-утлегарь-штаг; 6 - мартин-бакштаги; 7 - бом-утлегарь-бакштаги; 8 - верхний блинда-бакштаг; 9 - нижний блинда-бакштаг; 10 - перты бом-утлегаря; 11 - перты утлегаря; 12 - лоп-штаги.
К мачтам реи подвешиваются при помощи бейфутов, которыэ должны удерживать реи на достаточном расстоянии от мачт, чтобы ванты не мешали их брасопить (поворачивать).
Бейфут, который древние римляне называли aпguiпa, представлял собой пояс, образованный несколькими шлагами троса. Впоследствии этот пояс был заменен деревянными точеными шариками - ракс-клотами, кораллами или патерностерами (четками), насаженными на два или три параллельно идущих троса. Последние удерживались в определенном положении относительно друг друга при помощи вертикальных тоских деревянных пластин - ракс-слизов, поставленных между ракс-клотами. Сами же тросы, пропущенные через ракс-клоты и ракс-слизы.
снимок учебного судна, вид в корму.
Ь - бугель путенс-вант; 7 - эзельгофт; 8 - бизань-гик; 9 - бизань-гафель; 10 -бу-Л^рик-фал; 13 - эренс-бакштаги; 14 - иок гафеля; 15 - обух для блока кормового І^ль для установки нагелей; 20 - бугель с обухами для топенантов бизань-гика; 21 -» " - скобы; 25 - шкоты бизань-гнка.
назывались ракс-тросами или ракс-бастардами, а трос, охватывающий рей и прижимавший его к мачте, в Италии называли drossa (рис, 298, а-Ь). Существовали различные типы тросовых бейфутов или ракс-бугелей.
У нижних реев и марса-реев ракс-бугель был образован тремя Рядами ракс-тросов с клотами (рис. 298, с). Средний ракс-трос

Рис. 297 Бизань-гик и гафель стальной мачты современного парус* ного судна.
I ее, нижняя мачта; 2 »- стеньга; 3 марс; 4 - путенс-ванты; 5 -. топ мач-ты; 6 шпор стеньгн; 7 шкнв-гат со шкивом для стень-вынтрепа; 8 - эзельгофт; 9 - бугель путено-вант; 10 «» бугель для штыря (болта) пятки га-4еля; И - оковка гафеля со штырем; 12 - бугель о обухом для крепления блока талей дирик-фала; 13 ~ бугель с обухами для крепления коренных концов дирнк-фала и эренс-бакштагов; 14 - шкив для проводки трисель-фала; 13 - нок гафеля; 16 - обух для блока флага; 17 - штырь; 18 ~ бугель для штыря пятки гнка; 19 - гафель; 20 - бизань-гик; 21 - бугель с обухом н погон для гнка-шкотов; 22 - бугель для гика-топенантов; 23 деревянный бугель для установки нагелей.
на концах имел по коушу, а крайние - по одному кренгельсу. Ракс-бугель устанавливали так, чтобы он огибал кормовую сторону мачтьі, как повязкой, а свободные концы крайних ракс-тросов, пропущенные через соответствующие коуши и кренгельсы, крепили на середине рея ^.
Через юферс (юферсом называют деревянный блок без шкивов, в котором просверлены два или три отверстия для проводки соответствующего такелажа), установленный в середине бейфута.

Рис. 298. Ракс-бугели (тросовые бейфуты) старинных судов: а - с тремя рядами клотов; b ^- є двумя рядами клотов; с - нижнего рея; d - английского типа; е - брам-рея; f - бастард рю галеры.
1 - ракс-клоты; 2 «» рако-олизы; 3 « рако-трооы; і «■ конца рако-трооов;- 5 - креи" гельо; 6 е. коуш.
были пропущены два конца - фал и нирал ракс-бугеля. Они помогали управлять ракс-бугелем при спуске и подъеме рея (рис. 299).
Так как нижние реи опускали и поднимали редко, то в XVIII в. ракс-бугель был заменен более простым бугелем английского типа (см. рис. 298, d). Он состоял из троса, обмотанного шкимушгаром и обшитого кожей, на одном конце которого находился кренгельс. Ракс-бугель охватывал мачту, а ракс-трос, огибая рей и мачту, проходил через кренгельс и спускался вниз справа от мачты.
На конце троса находился блок, который вместе с другим блоком, установленным у пяртнерса мачты, образовывал тали. Эти ракс-тали, или бейфут-тали, служили для набивания и по-травливания ракс-бугеля. Дополнительно заводили еще один трос, который огибал рей и мачту и набивался с помощью других
^ При такой проводке ракс-бугель нельзя было растравливать при спуске или подъеме рея.
талей, поставленных с противоположной стороны мачты. Английский ракс-бугель имел фал и нирал (рис. 300).
Ракс-бугель брам-реев был почти таким же, как бугели нижних реев: на нем было два ракс-троса с клотами. Оба ракс-троса были соединены с одной стороны и образовывали кренгельс. Ракс-бугель огибал мачту, затем ракс-тросы двумя-тремя шлагами охватывали рей, и, пройдя через кренгельс, крепились. Такой ракс-бугель применяли на нижних реях и марса-реях небольших судов (см. рис. 298, е).
Ракс-бугель бизань-рю также состоял из двух ракс-тросов с клотами. С одной


Рис. 299. Ракс-бугель нижнего рея.
I - ракс-бугель; 2 - мачта; .5 - рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - нн-рал ракс-бугеля.
Рис 300. Ракс-бугель английского типа на нижней мачте.
1 - ракс-бугель; 2 - мачта; 3-рей; 4 - фал ракс-бугеля; 5 - ннрал ракс-бугеля; 6 -■ бастард-блок) 7 - тали ракс-бугеля; 8 - вторые талн.
стороны оба ракс-троса сплетались в один конец и крепились на юферсе, а с другой - они огибали рей» проходили через упомянутый юферс и крепились на двухшкивном блоке (рис. 301). Другой блок находился у мачты на шканцах и вместе с первым образовывал ракс-тали.
Ракс-бугели блинда-рея и бом-блинда-рея представляли собой особые тросовые стропы (рис. 302). Ракс-бугели на галерах - бастарды - состояли из трех ракс-тросов с клотами, но без раке-слизов (см. рис 29в, 1).
В XIX в. в изготовление ракс-бугелей постепенно вводят различные новшества, но до конца столетия применяют в основном простые бугели.
На современных парусных судах бейфуты нижних реев могут быть разного типа.
Бейфут со стропами из цепей - цепной бейфут (рис. 303) - по проводке почти полностью повторяет упрощенный тросовый ракс-бугель.
Железный бейфут состоит из бугеля, закрепленного на мачте ниже чиксов, который с помощью вертлюга со штырем и рого-образной соединительной планки соединен с двумя бугелями, установленными на рее. Сам рей висит на особой цепи - борге, один конец которой крепится посредине рея на бугеле, а второй - под салингом (рис. 304). На стальных мачтах применяют только металлические бейфуты (рис. 305).
Бейфутов марса-реев насчитывается пять типов. Первый тип - простой марса-б< й-


Рис. 301. Ракс-бугель бизань-рю.
Рис. 302. Ракс-бугель блинда-рея и бом-блинда-рея.
фут - состоит из двух стропов, соединенных друг с другом, оклетневанных шкимушгаром и обшитых кожей. Он может быть выполнен из стальных концов или цепей (рис. 306, а).
Марса-бейфут второго типа состоит нз одного ряда ракс-клотов, насаженных на растительный или стальной трос и отделенных друг от друга попарно ракс-слизами.

Рис. 303. Цепной бейфут.
1 <- рей; 2 - цепной бейфут; 3 <- скоба для крепления борга; 4 леер; 5 перты; 6 блоки фала рея; 7 - обухи; 8 - оодперткя.

Рис. 304. Железные бейфуты нижних реев и нижних марса-реев.
1 - нижняя мачта; 2 - стеньга; 3 - топ мачты; 4 - шпор стеньгн; 5 - шлагтов; 6 лонга-салинги; 7 - марс; 8 - путено-ванты; 9 - бугель путенс-вант; 10 «. скоба бу-геля; И - чиксы; 12 - юферсы путенс-вант для крепления стень-вант; 13эзельгофт с отверстием для штыря бейфута марса-рея; 14 - бейфут марса-рея; 15 - опорная стойка рея, заменяющая борг; 16 -= бейфут нижнего рея; 17 - бугель бейфута на мачте; 18 - бугели бейфута на нижнем рее; 19 =. бугель о обухом для крепления борга; 20 ^ борг.
Третий ТИП С шарнирной наметкой представляет собой деревянную наделку - ракс-кламп, укрепленную на задней стороне рея, с полукруглым гнездом для мачты в середине. Гнездо закрывается полукруглой железной наметкой со штырем. Эта наметка может состоять и из клотов (рис. 307, Ь).

Рис. 305, Бейфут нижнего рея на металлической мачте (вид сбоку и сверху).
Рис. 306. Бейфуты марса-реев: а - простой бейфут.
I - рей; 2 - мачта; 3 »« бейфут;
b - бейфут с шарнирной наметкой.
1 - «рако-кламп»; 2 - бугели; 3 - рей; 4 - леер для крепления верхней шкаторины паруса; 5 - леер для подвязывания подпертков; б - железная наметка;
с - бейфут с «муфтой» для верхнего марса-рея.
1 - рей; 2 - мачта; 3 ш деревянная муфта; 4 п. железная обойма; 5 - соединительная планка бейфута; 6 - бугели бейфута на рее.

Четвертый тип - бейфут с муфтой - в основном применяется для верхних марса-реев, если на судне имеются двойные марсели (нижний и верхний). Муфта состоит из двух половинок цилиндра нз твердого дерева, охватывающих мачту и заключенных в железную обойму, которая через вертлюг соединяется с бугелями, надетыми на рей. Муфта может быть и металлической, в этом слу-

чае ее изнутри общивают кожей, что облегчает скольжение вдоль мачты. Бейфут этого типа вытеснил предыдущие (рис. 306, с).
Бейфут пятого типа представляет собой консолеобразную оковку. Он вращается вокруг щтыря, установленного на передней стороне эзельгофта. При этом вместо цепного борга применяется металлическая опорная стойка, которая устанавливается под бейфутом и опирается на марс (см. рис. 304).
"а кой бейфут ставят на нижних марса-реях и нижних брам-реях.
На брам- и бом-брам-реях устанавливаютлибо простой бейфут из двух стропов, обшитых кожей, либо бейфут с ракс-клампом и металлической наметкой или поясом из клотов (см. рис. 306, Ь и 307).
Бейфут гафеля. К усам пятки гафеля, которые охватывают мачту или трисель-мачту, крепят бейфут, образованный рядом клотов без ракс-слизов. Такой бейфут позволяет гафелю перемещаться вдоль мачты и поворачиваться.
Бейфут бизань-гика. Кроме бейфута, аналогичного бейфуту гафеля, шпор гика может иметь металлическую оковку со штырем, позволяющую ему поворачиваться (см. рис. 296 и 297).